Персоналии
Глебова Татьяна Николаевна, 28 марта 1900 - 4 марта 1985
Глебова Татьяна Николаевна, 28 марта 1900 - 4 марта 1985
ФИО
Глебова Татьяна Николаевна
Годы жизни
28 марта 1900 - 4 марта 1985
Биография
Родилась 28 марта 1900 года в Санкт-Петербурге, в семье мологских дворян Глебовых. Отец — Николай Николаевич Глебов (1864—1941), инженер, земский деятель. Член ЦК партии конституционных демократов, член Государственного совета Российской империи. Почётный гражданин города Мологи (1917). Автор многочисленных философских трудов; друг В. И. Вернадского (1917—1941). Мать — оперная певица Мария Сергеевна Барыкова (1875—1942). В 1918—1921 гг. жила с семьёй в имении Коротнево на границе Рыбинского и Мологского уездов Ярославской области. Училась в Рыбинской музыкальной школе; зиму 1920—1921 года провела в Рыбинске. Весной 1921 года вернулась в Петроград и поступила в Консерваторию. Познакомилась с музыкантами М. В. Юдиной и И. А. Браудо, ставшими её друзьями на долгие годы. В 1922 году ушла из Консерватории и поступила работать художником на Государственный фарфоровый завод им. М. В. Ломоносова. С 1924 года училась в частной студии у А. И. Савинова. В 1925 году обратилась к художнику Павлу Филонову с просьбой принять её в ученики; в следующем году начала работать под его руководством. В 1927 году вместе с коллективом «Мастеров аналитического искусства» (МАИ) под руководством П. Н. Филонова оформляла Дом Печати в Ленинграде. Для оформления главного зала Т. Н. Глебова и А. И. Порет написали живописное панно на одном холсте, вертикально разделённом надвое. Панно А. И. Порет называлось «Нищие и беспризорники», панно Т. Н. Глебовой называлось «Тюрьма». Выставка МАИ имела широкий успех. Панно Т. Н. Глебовой «Тюрьма» хранится в собрании барона Тиссен-и-Борнемиса в Мадриде. Панно А. И. Порет «Нищие и беспризорники» хранится в частном собрании. В 1928 году Глебова участвовала в выставке коллектива МАИ в Академии Художеств, в 1928—1929 — в выставке картин и скульптуры «Современные ленинградские художественные группировки» в Доме культуры им. Горького. В 1931 г. А. И. Порет и Т. Н. Глебова написали живописную работу «Дом в разрезе» (другое название «Разрез нашего дома»), 1931. Картина была высоко оценена П. Н. Филоновым. Судьба этой картины сложилась непросто: художницы разрезали её надвое. Местонахождение части картины, написанной А. И. Порет неизвестно. Другая часть «Дома в разрезе», написанная Т. Н. Глебовой и сохранившаяся у неё после блокады, в 1989 году поступила в собрание Ярославского художественного музея. В 1932—1933 годах принимала участие в выставке «Художники РСФСР за 15 лет» в ГРМ и в ГТГ (работа «Разрез нашего дома»). В 1932 году вместе с другими членами МАИ участвовала в оформлении издания финского эпоса «Калевала». В 1926 году начала работать в книжной графике. Сотрудничала с ленинградскими и московскими издательствами. Многие книги оформила в соавторстве с Порет. C 1928 по 1941 год, до начала войны, дружила с поэтами А. И. Введенским и Д. И. Хармсом. В 1931 году оформила оперу Р. Вагнера «Мейстерзингеры» в Малом Оперном театре. Продолжала работать как художник театра и кино до 1943 года. В начале 1934 года творческий союз Глебовой и Порет распался. В 1941 году, после начала войны, осталась в Ленинграде, пережила первую блокадную зиму. Вела дневник и ежедневную творческую работу. В декабре 1941 года похоронила своего отца и своего учителя П. Н. Филонова, весной 1942 года потеряла мать, которая умерла в эвакуации. Летом 1942 года эвакуировалась в Алма-Ату. В эвакуации много работала и участвовала в выставках. Вышла замуж за художника В. В. Стерлигова (1900—1973). Возвратилась в Ленинград в конце 1945 года. В пятидесятые годы написала много живописных работ, но выставляла их крайне редко. Дружила в эти годы с художницей В. П. Яновой (Траугот), Е. К. Лившиц, Я. С. Друскиным, В. Н. Петровым. В 1960-е годы В. В. Стерлигов разрабатывал новые структурно-пластические основы образного языка живописи. Т. Н. Глебова разделила с ним работу в новой художественной форме. В 1963—1966 году она, вместе со Стерлиговым, объединила художников-единомышленников в «Старопетергофскую школу». В 1968 году, после многолетних усилий Т. Н. Глебовой, В. В. Стерлигова, П. Я. Зальцмана, открылась первая послевоенная выставка П. Н. Филонова в Ленинграде. К этому событию Т. Н. Глебова написала воспоминания о своём учителе: «Как мы учились у П. Н. Филонова». В 1970-е годы написала также воспоминания о М. В. Юдиной (1973), А. А. Ахматовой (1975), Д. И. Хармсе (1975—1976). В 1971—1973 годы Глебова, вместе с В. В. Стерлиговым, проводила в своей мастерской (улица Ленина, д.52, кв. 43) «квартирные» выставки. В 1973 году она овдовела, но продолжала поддерживать эту выставочную деятельность до 1985 года. Т. Н. Глебова умерла 4 марта 1985 года. Похоронена на Ново-Троицком (Бабигонском) кладбище (Петергоф). Источники: 1. Глебова Т. Н. Воспоминания о Павле Николаевиче Филонове // Панорама искусств. Вып. 11. М., 1988. С. 108—127. 2. Глебова Т. Н. Воспоминания и размышления. Соображения и возражения // Experiment/Эксперимент: Журнал русской культуры. № 11. LA (USA), 2005. С. 216—296. 3. Глебова Т. Н. Я буду расписывать райские чертоги... Выставка произведений. Каталог. Статьи. Воспоминания. СПб., 1995. 4. Вострецова Л. Н. «Я никогда так не жаждала жизни»: Т. Н. Глебова. Блокадный дневник // Вестник истории, литературы, искусства: Альманах. М.: Собрание, Наука, 2010. Т. 7. С. 551—558.