Персоналии
Солнцев Фёдор Григорьевич, 27 апреля 1801 - 3 марта 1892
Солнцев Фёдор Григорьевич, 27 апреля 1801 - 3 марта 1892
ФИО
Солнцев Фёдор Григорьевич
Годы жизни
27 апреля 1801 - 3 марта 1892
Биография
Родился 27 апреля 1801 года в деревне Противье Марьинской волости Мологского уезда Ярославской губернии в семье крепостных крестьян, в имении графа А. И. Мусина-Пушкина. Крещён в церкви села Верхне-Никульское. Отец — Григорий Кондратьевич Солнцев, мать — Елизавета Фроловна. Всего у них было 4 сына и 1 дочь. Младший брат Фёдора — Егор (1818–1865) — тоже стал известным художником. Граф обнаружил одарённость Фёдора и освободил семью Солнцевых от крепостной зависимости, что позволило Григорию Кондратьевичу отдать сына в Академию художеств в 1815 году. Занимался под руководством С. Щукина и А. Егорова. Первые успехи в живописи были отмечены наградами. В 1824 г., при окончании академического курса, за картину "Крестьянское семейство" он получил малую золотую медаль, а в 1827 г. за работу "Воздайте Кесарево Кесарю, а Божие Богови" — большую золотую медаль. Наиболее продуктивный период его деятельности приходится на время царствования Николая I (1825-1855). В этот период Ф. Г. Солнцев сложился как мастер исторического документирования произведений искусства, архитектурных сооружений, ремесла и т. п. Большое влияние на его творчество оказал президент Академии художеств А. Н. Оленин, под руководством которого Ф. Г. Солнцев работал много лет. В 1830-е - 1840-е годы, по распоряжению императора Николая I Федор Григорьевич посещает старинные города России: Владимир, Киев, Москву, Новгород, Псков, Рязань, Ростов, Смоленск, Тверь, Торжок, Чернигов и другие, занимаясь срисовыванием в них древностей: церквей, икон, фресок, царских вооружений, драгоценных облачений, утвари и разных вещей, которые могут служить к объяснению русской старины. В 1836 г. за картину "Свидание князя Святослава с византийским императором Иоанном Цимисхием на Дунае в 971 году" Ф. Г. Солнцев удостоен звания академика. Он много работал в Москве, занимаясь разработкой проектов реставрации древних царских теремов Кремля, участвовал в реставрации Большого Кремлевского дворца. Срисовал многие вещи, находившиеся в Оружейной Палате и Благовещенском соборе. При участии и под наблюдением Ф. Г. Солнцева возобновлена старинная живопись в Софийском соборе Киева, где он открыл стенные фрески XI века. Исполнил рисунки внутренних видов собора Киево-Печерской лавры. Известно его участие и в создании Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге. Одной из главных работ в жизни Ф. Г. Солнцева стала подготовка уникального собрания "Древности Российского государства" (1849–1853, 12 томов в 6 книгах с позднейшими дополнениями). На выпуск этого издания, в котором было представлено около 700 рисунков Ф. Г. Солнцева, Николай I выделил из собственных средств 100 000 рублей. С 1844 по 1867 г.г. он преподает иконописание в Санкт-Петербургской духовной семинарии. В 1858–1866 гг. под его наблюдением было изготовлено более 200 иконостасов для церквей западных российских губерний по заказу Министерства государственных имуществ. Он сам сделал эскизы образов, крестов, хоругвей и проч. Для издания "Жития святых, чтимых православной церковью" архиепископа черниговского Филарета (Гумилевского) Ф. Г. Солнцев выполнил 400 рисунков. Вместе с княгиней М. П. Волконской и художником П. В. Басиным он издал рукописную книгу "Молитвенник с Месяцесловом", высоко оцененную специалистами. За свою долгую творческую жизнь Ф.Г. Солнцев выполнил более 5 000 акварелей, рисунков и т.п. Он был награжден орденами: Св. Владимира 4-й и 3-й степени, Св. Станислава 2-й степени с короной и Св. Анны 2-й степени. Современники высоко оценили деятельность Федора Григорьевича, его вклад в развитие русской культуры. В 1876 г., во время празднования 50-летия художественно-археологической деятельности Ф. Г. Солнцева, он был возведен в звание профессора, и ему поднесли выбитую в его честь золотую медаль. Главный редактор журнала "Русская старина" М. И. Семевский так оценил проделанную Ф. Г. Солнцевым работу: "Рисунки Солнцева в научном и художественном отношениях — живописная летопись Древней Руси, источник возрождения отечественного стиля, который с каждым годом ярче и ярче проявляется у нас в произведениях зодчества, ваяния и орнаментальных ремеслах. И если Карамзин в летописях и других археографических памятниках нашего Отечества обрел живые краски для слога своей истории; если Пушкин в народных наших сказках нашел живую, свежую струю, которою обновил язык отечественной поэзии, то скромный деятель на своем поприще — художник Солнцев, путем своих археологическо-художественных изысканий, напал на неистощаемый родник русского искусства, а произведениями своими пробудил в русских художниках чувство народного самосознания и уважения к образцам завещанным нам предками". Умер 3 марта 1892 года, похоронен на Волковском кладбище в Санкт-Петербурге. Мемориальная комната художника-археолога Ф. Г. Солнцева находится в посёлке Борок (Ярославская обл.). Источники и литература: 1. Солнцев Ф. Г. Моя жизнь и художественно-археологические труды // Русская старина, 1876. Т. 15. № 1. С. 109–128; № 2. С. 311–323. 2. Тарасов Е. Солнцев, Федор Григорьевич // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 т. (82 т. и 4 доп.). СПб., 1890–1907. Т. 60 3. Путинцева А.Н. Федор Солнцев. Портрет художника. Рыбинск. 2006. 4. Аксёнова Г. В. Русский стиль. Гений Фёдора Солнцева. М., 2009.