Персоналии
Солнцев Фёдор Григорьевич, 27 апреля 1801 - 3 марта 1892
Солнцев Фёдор Григорьевич, 27 апреля 1801 - 3 марта 1892
ФИО
Солнцев Фёдор Григорьевич
Годы жизни
27 апреля 1801 - 3 марта 1892
Биография
Родился 27 апреля 1801 года в деревне Противье Марьинской волости Мологского уезда Ярославской губернии в семье крепостных крестьян, в имении графа А. И. Мусина-Пушкина. Крещён в церкви села Верхне-Никульское. Отец — Григорий Кондратьевич Солнцев, мать — Елизавета Фроловна. Всего у них было 4 сына и 1 дочь. Младший брат Фёдора — Егор (1818–1865) — тоже стал известным художником. Граф обнаружил одарённость Фёдора и освободил семью Солнцевых от крепостной зависимости, что позволило Григорию Кондратьевичу отдать сына в Академию художеств в 1815 году. Занимался под руководством С. Щукина и А. Егорова. Первые успехи в живописи были отмечены наградами. В 1824 г., при окончании академического курса, за картину "Крестьянское семейство" он получил малую золотую медаль, а в 1827 г. за работу "Воздайте Кесарево Кесарю, а Божие Богови" — большую золотую медаль. Наиболее продуктивный период его деятельности приходится на время царствования Николая I (1825-1855). В этот период Ф. Г. Солнцев сложился как мастер исторического документирования произведений искусства, архитектурных сооружений, ремесла и т. п. Большое влияние на его творчество оказал президент Академии художеств А. Н. Оленин, под руководством которого Ф. Г. Солнцев работал много лет. В 1830-е - 1840-е годы, по распоряжению императора Николая I Федор Григорьевич посещает старинные города России: Владимир, Киев, Москву, Новгород, Псков, Рязань, Ростов, Смоленск, Тверь, Торжок, Чернигов и другие, занимаясь срисовыванием в них древностей: церквей, икон, фресок, царских вооружений, драгоценных облачений, утвари и разных вещей, которые могут служить к объяснению русской старины. В 1836 г. за картину "Свидание князя Святослава с византийским императором Иоанном Цимисхием на Дунае в 971 году" Ф. Г. Солнцев удостоен звания академика. Он много работал в Москве, занимаясь разработкой проектов реставрации древних царских теремов Кремля, участвовал в реставрации Большого Кремлевского дворца. Срисовал многие вещи, находившиеся в Оружейной Палате и Благовещенском соборе. При участии и под наблюдением Ф. Г. Солнцева возобновлена старинная живопись в Софийском соборе Киева, где он открыл стенные фрески XI века. Исполнил рисунки внутренних видов собора Киево-Печерской лавры. Известно его участие и в создании Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге. Одной из главных работ в жизни Ф. Г. Солнцева стала подготовка уникального собрания "Древности Российского государства" (1849–1853, 12 томов в 6 книгах с позднейшими дополнениями). На выпуск этого издания, в котором было представлено около 700 рисунков Ф. Г. Солнцева, Николай I выделил из собственных средств 100 000 рублей. С 1844 по 1867 г.г. он преподает иконописание в Санкт-Петербургской духовной семинарии. В 1858–1866 гг. под его наблюдением было изготовлено более 200 иконостасов для церквей западных российских губерний по заказу Министерства государственных имуществ. Он сам сделал эскизы образов, крестов, хоругвей и проч. Для издания "Жития святых, чтимых православной церковью" архиепископа черниговского Филарета (Гумилевского) Ф. Г. Солнцев выполнил 400 рисунков. Вместе с княгиней М. П. Волконской и художником П. В. Басиным он издал рукописную книгу "Молитвенник с Месяцесловом", высоко оцененную специалистами. За свою долгую творческую жизнь Ф.Г. Солнцев выполнил более 5 000 акварелей, рисунков и т.п. Он был награжден орденами: Св. Владимира 4-й и 3-й степени, Св. Станислава 2-й степени с короной и Св. Анны 2-й степени. Современники высоко оценили деятельность Федора Григорьевича, его вклад в развитие русской культуры. В 1876 г., во время празднования 50-летия художественно-археологической деятельности Ф. Г. Солнцева, он был возведен в звание профессора, и ему поднесли выбитую в его честь золотую медаль. Главный редактор журнала "Русская старина" М. И. Семевский так оценил проделанную Ф. Г. Солнцевым работу: "Рисунки Солнцева в научном и художественном отношениях — живописная летопись Древней Руси, источник возрождения отечественного стиля, который с каждым годом ярче и ярче проявляется у нас в произведениях зодчества, ваяния и орнаментальных ремеслах. И если Карамзин в летописях и других археографических памятниках нашего Отечества обрел живые краски для слога своей истории; если Пушкин в народных наших сказках нашел живую, свежую струю, которою обновил язык отечественной поэзии, то скромный деятель на своем поприще — художник Солнцев, путем своих археологическо-художественных изысканий, напал на неистощаемый родник русского искусства, а произведениями своими пробудил в русских художниках чувство народного самосознания и уважения к образцам завещанным нам предками". Умер 3 марта 1892 года, похоронен на Волковском кладбище в Санкт-Петербурге. Мемориальная комната художника-археолога Ф. Г. Солнцева находится в посёлке Борок (Ярославская обл.). Источники и литература: 1. Солнцев Ф. Г. Моя жизнь и художественно-археологические труды // Русская старина, 1876. Т. 15. № 1. С. 109–128; № 2. С. 311–323. 2. Тарасов Е. Солнцев, Федор Григорьевич // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 т. (82 т. и 4 доп.). СПб., 1890–1907. Т. 60 3. Путинцева А.Н. Федор Солнцев. Портрет художника. Рыбинск. 2006. 4. Аксёнова Г. В. Русский стиль. Гений Фёдора Солнцева. М., 2009.
Экспонаты, связанные с персоналией Отобрано: 13
Иверсен Ю.Б. Книга. Медали в честь русских государственных деятелей и частных лиц. 1882.
Книга. Жития святых, чтимых Православною Церковию, с сведениями о праздниках Господских и Богородичных, и о явленных чудотворных иконах. 1885.
Журнал. Русский Художественный Архив. 1892-1893.
Книга. Три века. Россия от смуты до нашего времени. 1912.
Книга. Три века. Россия от смуты до нашего времени. 1913.
Книга. Молитвослов княгини М.П.Волконской. 1998.
Показать все
Коллеги! На сайте ведутся работы по его обновлению.