Персоналии
Дыренков Николай Иванович, 1886 - 9 декабря 1937
Дыренков Николай Иванович, 1886 - 9 декабря 1937
ФИО
Дыренков Николай Иванович
Годы жизни
1886 - 9 декабря 1937
Биография
Дыренков Н.И. родился в семье рабочего Рыбинских железнодорожных мастерских. Окончил Рыбинскую ремесленную школу им. М.Е. Комарова, работал в Петрограде в Мастерской мореходных инструментов Главного гидрографического управления. С марта 1918 года - управляющий делами Рыбинского совнархоза. 15 апреля 1918 года его доклад о хозяйственном положении Рыбинска стоял в повестке дня на заседании президиума ВСНХ; по предложению В.И. Ленина было принято решение предоставить Рыбинску ссуду в срочном порядке. В.И. Ленин лично беседовал с Н.И. Дыренковым об экономическом положении Советской республики, состоянии промышленности в Рыбинске и мероприятиях Рыбинского совнархоза. 23 мая 1918 года Рыбинским Совдепом председателем СНХ был назначен М.И. Вальт, а Н.И. Дыренков, оставаясь управляющим делами, командирован в Уфимскую губернию за хлебом (освобождён от должности 3 июня 1918 года). В 1926 году назначен главным инженером Одесского авторемонтного завода им. Ф.Э. Дзержинского. Здесь им было сконструировано более 30 единиц железнодорожного и автотранспорта. В 1929-1932 годах руководил Опытно-конструкторским и испытательным бюро Управления механизации и моторизации РККА, которое вело работы по созданию бронеавтомобилей, бронированных тракторов, боевых химических машин, мотоброневагонов, сварных и штампованных корпусов для танков, вездеходов и трансмиссий - всего более 50 различных конструкций. Главным проектом Н.И. Дыренкова и его конструкторского бюро стало проектирование и создание танка-вездехода Д-4. В марте 1931 года состоялись его испытания, в ходе которых однако выяснилось, что новый танк настолько громоздок, сложен и ненадёжен, что ни о каком серийном производстве не может быть и речи. Модель танка Д-4 была признана неудачной и все работы по ней свёрнуты. Не смотря на столь серьёзную неудачу (расходы на опытную модель Д-4 превысили один миллион рублей), Н.И. Дыренков смог убедить начальника вооружений РККА М.Н. Тухачевского в необходимости сохранить его конструкторское бюро и, более того, приступить к разработке нового танка Д-5. Но работы по этой модели настолько затянулись, что 1 декабря 1932 года Опытно-конструкторское и испытательное бюро было наконец расформировано, а Н.И. Дыренков переведён на работу в Научно-исследовательский тракторный институт. За время существования Опытно-конструкторского и испытательного бюро под руководством Н.И. Дыренкова были разработаны следующие виды бронетехники: * Танкетки: Д-7, Д-44. * Лёгкие танки: Д-10 (1931) на базе гусеничного трактора «Коммунар 9 ГУ» ― изготовлен один опытный образец; Д-11 (1931) на базе гусеничного трактора «Катерпиллер-60» ― изготовлен один опытный образец. * Средние танки: Д-4 (1931) ― изготовлен один опытный образец; Д-5 (1932) ― изготовлен только макет. * Бронированный десантный танк Д-14 (1931) ― изготовлен один опытный образец. * Химический танк (танк химического нападения) Д-15 (1931) ― изготовлен один опытный образец, который даже не испытывался. * Колёсная боевая химическая машина Д-39. * Лёгкие бронеавтомобили: Д-8 (1931) на базе автомобиля ГАЗ-А ― выпускался серийно на Ижорском заводе; Д-12 (1931) на базе автомобиля ГАЗ-А, отличался от Д-8 вооружением и незначительно конструкцией корпуса. На базе его затем был выпущен бронеавтомобиль ФАИ ― выпускался серийно. * Средние бронеавтомобили: Д-9; Д-13 (1931) на базе автомобиля Форд-Тимкен. * Автобронедрезина Д-37 (автобронедрезина). * Модернизированный танк БТ (Д-38). 3 января 1933 года Н.И. Дыренков назначается заместителем директора Московского железнодорожного ремонтного завода ("Можерез"), а 17 марта того же года - уполномоченным Народного комиссариата путей сообщения по проектированию и постройке тепловозов с механической передачей и газоногенераторного тепловоза. Тогда же им был разработан двухэтажный автовагон Д-35 (опытные испытания дали положительные результаты). 13 октября 1937 года был арестован по обвинению в принадлежности к диверсионно-террористической организации. 9 декабря 1937 года приговорён Военной коллегией Верховного суда СССР к высшей мере наказания (расстрелян в тот же день). Место захоронения - Московская область, посёлок Коммунарка. Реабилитирован в декабре 1956 года ВКВС СССР. [Источник: www.peoples.ru/military/design/nikolay_dyrenkov]