Родилась в 1887 г. в дер. Хмельники Ильинской вол. Угличского у. Ярославской губ., в крестьянской семье. Отец — отходник в Санкт-Петербурге, приказчик в суровском магазине Николай Фёдорович Горшков (1861–?), мать — Анна Егоровна Горшкова (1872–?). В 1898 г. семья переехала в город Мологу Ярославской губернии, приписавшись к мологским мещанам. Выпускница класса русского артиста и хореографа М. М. Фокина Императорского Санкт-Петербургского театрального училища (1905; ныне — Академия русского балета имени А. Я. Вагановой). В «Воспоминаниях о Балетном отделении Петербургского театрального училища» Михаила Борисоглебского имеются записи Марии Николаевны Горшковой. Большую роль играли рекомендации и внешние данные, потому что для профессионального исполнения танцев физические недостатки были почти «смерти подобны». Касаясь преподавания, оценки успеваемости Горшкова пишет: «Я была очень старательной, Александр Алексеевич Горский отмечал это и за прилежание ставил мне 9, способности – 7 и успехи – 8. К концу года у меня было: способности 8, прилежание 9 и успехи 8. Грамматика, правописание, сочинение и буква «ять» доставались нам трудновато. Усердно проходились Гоголь, Пушкин, Тургенев и Толстой. Благо была хорошая библиотека, из которой мы пользовались книгами. Не допускалось читать маленьким только романы и то, что им не подходило по возрасту».
По окончании училища была определена в балетную труппу кордебалетной танцовщицей Мариинского театра на жалование в 600 руб. В 1907 г. переведена я корифейки. Была способной танцовщицей, но неоднократно подвергалась нападкам со стороны главного режиссёра Н. Г. Сергеева. В 1908, 1909 и 1910 гг. брала отпуска за границу для гастролей в труппе русского театрального деятеля С. П. Дягилева (1872–1929). Выступала почти во всех постановках М. М. Фокина (1880–1942). В 1910 г. занимала положение второй солистки и была переведена в балетную труппу московского Большого театра. На сцене Мариинского театра успешно выступала в балетах: «Конёк-Горбунок» — оживлённые фрески; «Баядерка» — тени; «Испытание Дамиса» — марионетки; «Щелкунчик» — цветы и т. п. На сцене Большого театра: «Щелкунчик» — пастораль; «Раймонда» — подруги и большое классическое па; «Жизель» — повелительница вилле и др.
В книге «Ленинградское государственное хореографическое училище. Материалы по истории русского балета» (Л., 1939. Т. 2. С. 169) ей даётся такая характеристика: «Горшкова принадлежала к числу добросовестных тружениц, составляющих основные кадры балета. Для хорошего ансамбля такие работницы неоценимы, они охотно и старательно исполняют всё, что им поручается. Их трудолюбие и преданность делу достойны уважения. Они не срывают бурных аплодисментов, как прославленные балерины, но зато без их участия балет утратил бы значительную долю своего обаяния».
Дружила с выдающейся русской балериной Анной Павловой. О дружеских отношениях с Павловой говорит подпись балерины в письме к Марии Горшковой. Письмо (на бланке отеля Hotel Knickerbocker) датировано 2 октября 1910 года, когда Анна Павлова находилась на гастролях в Нью-Йорке: «Дорогая моя Маруся! Уезжая, я даже не успела тебя благословить на твой новый путь. Посылаю тебе своё благословление отсюда. Бог тебе на помощь. Помни, дорогая, что всё в тебе самой и постарайся сделать из себя человека сильного и энергичного. В память моей любви к тебе помни мои советы: работай, держи себя, старайся отделять зло от добра, лучше страдай за своё расположение, но только не развивай в себе хитрости и подхалимства. Целую тебя ещё раз и жду первого твоего письма».
В Москве выступала до 1930 г. В 1930 г. по выслуге лет вышла на пенсию. После окончания сценической карьеры, М. Н. Горшкова преподавала в Московском императорском театральном училище. Была замужем за скульптором Б. О. Фредманом-Клюзелем (1878–1959).
Умерла в Москве в 1955 г.
Источники:
1. РбФ ГАЯО. Ф. 206. Оп. 1. Д. 1452. Л. 23. (Ведомость Мологского мещанского старосты о вновь приписавшихся и причисленных к Мологскому мещанскому обществу в течение апреля месяца 1898 г.).
Читать далее