В миру - Дмитрий Григорьевич Гумилевский, при рождении - Конобеевский. Родился 23 октября 1805 года в деревне Лесное Конобеево, относившейся к Шацкому уезду Тамбовской губернии, в семье священнослужителя Григория Афанасьевича и Анастасии Васильевны Конобеевских. В возрасте семи лет Дмитрий поступил в Вышенскую пустынь, а в девять лет — в Шацкое духовное училище, в котором епископ Тамбовский Иона (Васильевский), принимая во внимание невысокий рост и смирение Дмитрия, присвоил ему новую фамилию — Гумилевский (от лат. humilis — «низкий» и лат. humilitas — «смиренный»). В 1819 году Дмитрий окончил Шацкое училище и начал учёбу в Тамбовской духовной семинарии, после которой в 1826 поступил в Московскую духовную академию.
В академии 19 августа 1829 года Дмитрий был пострижен в монахи. Во время церемонии митрополит Филарет (Дроздов) присвоил ему своё имя. 3 февраля 1830 года Филарет (Гумилевский) стал иеродиаконом, а 29 июня — иеромонахом. Затем работал библиотекарем в академии, а после её окончания в 1831 году был назначен заведующим кафедры церковной истории. В этот период времени он вёл работу над учебными курсами по церковной истории вместе с Макарием (Булгаковым). В 1832 году Филарет был переведён на кафедру Священного писания, а затем на кафедру нравственного и пастырского богословия. 1 мая 1833 года он занял должность инспектора академии. В том же году стал членом комитета по цензуре церковных книг, а в 1834 — первым членом Радонежского духовного правления. 27 января 1835 года Филарет получил сан архимандрита, а 14 декабря избран ректором академии. 9 марта 1837 года был назначен настоятелем Московского Богоявленского монастыря. За усердную службу 29 апреля 1839 года был награждён орденом святой Анны II степени.
21 декабря 1841 года Филарет стал епископом Рижским и викарием Псковской епархии. Его хиротония произошла в Казанском соборе Санкт-Петербурга. В июле 1842 года он переехал в Ригу. В Прибалтике содействовал распространению православия среди исповедующих протестантизм латышей и эстонцев: за семь лет обустроил 20 постоянных церквей и построил 43 временных, открыл 92 прихода, в 1847 году открыл духовное училище в Риге. Также Филарет распространял катехизисы, молитвословы и тексты Литургии на латышском и эстонском языках: с 1841 по ноябрь 1845 года местному населению было роздано около 16 000 экземпляров книг. По результатам его деятельности православие приняли 113 910 прибалтийских крестьян. Обращение крестьян в православие засвидетельствовал Михаил Петрович Розберг, профессор Дерптского университета, в письме графу Николаю Александровичу Протасову. По его словам, все эстонцы принимали православие. Помимо всего этого, по инициативе Филарета в 1843 году был основан журнал «Прибавления к творениям святых отцов».
6 ноября 1848 года Филарет был переведён на Харьковскую кафедру. 7 апреля 1857 года получил сан архиепископа, а 2 мая 1859 стал архиепископом Черниговским и Нежинским. Во время своего служения он занялся развитием духовного образования: в семинариях и епархиальных училищах контролировал учебный процесс, создавал учебные программы, пополнял библиотеки своими трудами. На территории Харьковской епархии он способствовал строительству женского епархиального училища и новых корпусов в Харьковской семинарии, расширению Покровского собора, переустройству верхней церкви Успенского собора, созданию двух домов со службами и дома для богадельни в Покровском монастыре и благоустройству Хорошевского Вознесенского монастыря, а в Чернигове — перестройке Архиерейского дома и его домовой церкви, а также основанию библиотеки при семинарии, в которую он подарил свои труды и завещал личную библиотеку, состоявшую из 1572 книг. В 1861 году по инициативе Филарета был основан журнал «Черниговские епархиальные известия».
В 1866 году Филарет стал кавалером ордена святого Александра Невского. В этом же году во время объезда епархии он заболел холерой и 9 августа в Конотопе скончался. Его гроб сопровождали 10—12 тысяч крестьян от Конотопа до Чернигова. Тело Филарета было похоронено в крипте Троицкого собора в Чернигове.
Известны 159 трудов Филарета, которые относятся к таким категориям, как экзегетика, догматика, патрология, агиология, церковная история, описания монастырей и епархий, педагогические работы, заметки о тенденциях развития общества, издания источников, библиография и критика.
По мнению Николая Игоревича Солнцева, главным трудом Филарета является «История Русской Церкви», впервые изданная в 1847—1848 годах в Риге и Москве. В ней он систематизировал церковную историю, разделив её на пять периодов: от христианизации Руси до монгольского нашествия (988—1237), от монгольского нашествия до раскола русской митрополии (1237—1410), от раскола митрополии до введения патриаршества (1410—1588), патриаршеский период (1588—1720) и Синодальный период (1720—1826). Для каждого из периодов в этой работе излагается информация о церковном управлении, богослужении и учении, распространении христианства и жизни общества. Согласно оценке Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона, «История Русской Церкви», несмотря на объём, не соответствует научным требованиям, так как изложение опирается на точку зрения богословия: сначала описываются заслуги иерархов и святых, а затем отклонения от христианского учения (ереси и расколы). Также в ней отсутствует описание восприятия и отклонения христианства русским народом.
К другим важным трудам Филарета относятся: «Историко-статистическое описание Харьковской епархии», «Историческое учение об отцах церкви», «Слова и беседы Филарета, архиепископа Харьковского и Ахтырского», «Исторический обзор песнопевцев и песнопения греческой церкви», «Общий обзор Черниговской епархии», «Русские святые, чтимые всею церковию или местно», «Опыт объяснения на послание апостола Павла к Галатам», «Святые южных славян», «Учение Евангелиста Иоанна о слове», «Святые подвижницы восточной церкви» и др.
Согласно оценке Русского биографического словаря, труды Филарета содержат такие недостатки, как поспешные выводы и резкие суждения, однако благодаря объёму излагаемых сведений они могут быть использованы как справочный материал. Григорий Захарович Елисеев считал Филарета талантливым богословом и ставил его на один уровень со знаменитыми иностранными богословами. По словам Мануила (Лемешевского), Филарет был трудоголиком, поэтому в его трудах содержатся много заметок и статей с критикой. По словам Александра Владимировича Меня, в своих трудах Филарет хотел раскрыть многосторонность учения святых отцов, считая, что они, подобно преданиям, имели различные и иногда ошибочные мнения. По мнению Антона Владимировича Карташёва, эти труды отличают «краткость, субъективность и резкость в выражениях».
По мнению иеромонаха Иоанна (Короля), важнейшим вкладом Филарета в науку является его исторический метод, который заключается в критическом анализе источников, а также гипотез и теорий, основанных на них. Впервые данный метод использовался как самим Филаретом, так и его современниками, такими как Евгений (Болховитинов) и Макарий (Булгаков).
За свою научную деятельность Филарет удостоился звания члена Общества истории и древностей Российских (1847), Императорского Русского географического общества (1852), Русского археологического общества (1856), а также почётного члена Московского и Харьковского (в 1851/1852) университетов, Копенгагенского общества древностей, Московской, Санкт-Петербургской и Киевской духовных академий (в последней получил степень доктора богословия в 1860 году.
Филарет был причислен к лику местночтимых святых Черниговской епархии 14 апреля 2009 года на заседании Священного Синода Украинской православной церкви Московского патриархата (день памяти — 9 августа). 25 октября произошёл чин прославления Филарета в лике святителей в Троицком соборе Чернигова митрополитом Киевским Владимиром (Сабоданом). После обретения мощи из соборной крипты были перенесены в раку, расположенную в самом соборе.
Имя Филарета 30 ноября 2017 года было внесено в месяцеслов Русской православной церкви. Его мощи вместе с мощами Феодосия и Лаврентия Черниговских были перенесены Черниговской епархией 24 марта 2023 года в Храм всех святых Черниговских этого города. 1 апреля того же года по инициативе министра культуры и информационной политики Александра Владиславовича Ткаченко и адвокатов компании «Миллер» мощи были перенесены назад в Троицкий собор.
Читать далее