Персоналии
Зорин Михаил Ионович, 21 мая 1887 - 20 апреля 1941
Зорин Михаил Ионович, 21 мая 1887 - 20 апреля 1941
ФИО
Зорин Михаил Ионович
Годы жизни
21 мая 1887 - 20 апреля 1941
Биография
Родился 21 мая 1887 года в Москве. Отец - маляр, мать - домохозяйка (воспитывала пятерых детей). По окончании в 1910 году Строгановского училища (ныне - Московское высшее художественно-промышленное училище) Зорин был направлен в Устюжну. Там преподавал рисование и каллиграфию в женской гимназии, а после её закрытия - в школе 2-й ступени. Василий Алексеевич Конкин вспоминал: "В те годы мы все жили довольно бедно, наш учитель как-то ухитрялся обеспечивать учеников цветными карандашами, кистями, акварельными красками, бумагой для рисования, другими материалами. Бумага была самая разная, часто грубая, пригодная для завёртывания селёдки в магазинах, но вполне приемлемая для нашего незамысловатого творчества. На наш любимый урок учитель приносил вазы с цветами, глиняные горшки, кувшины, шары, кубы, живописно расставлял их на столе, называя композицию натюрмортом. Исполненные углём, мелками, цветными карандашами, натюрморты появлялись на наших листах. После урока листы с выставленными на них оценками вывешивались для всеобщего обозрения в школьном зале. Лучшей оценкой была "единица". Именно так оценивалось мастерство учащихся в Российской Академии художеств. "Единицы" там всегда получал лучший рисовальщик Илья Ефимович Репин, бывший кумиром для М. И. Зорина. У нас лучшим был всегда Володя Судаков, ставший профессиональным художником». Художник учил школьников правильно работать кистью и карандашом, подбирать цвета, неустанно добиваться нужного оттенка, улавливать настроение деревьев и цветов. Углублённое изучение колорита очень помогло в жизни В. М. Гурьяновой, ученице М. И. Зорина. Изысканный тоновой подбор ниток сделал её вышивки прекрасными. С глубокой благодарностью писала о своём первом учителе рисования талантливая художница А. Д. Никонова, уверенная, что именно Зорин открыл в ней талант живописца. "Всё начинается с рисунка, - считал Михаил Ионович. - Он - основа любого вида искусства, будь то живопись, скульптура, архитектура или прикладное искусство, не говоря уже о графическом искусстве, где ему принадлежит всё". Человек, прекрасно образованный, весёлый и обаятельный, он притягивал к себе людей, они интересовали его больше всего. Рисунок открывал наиболее быстрый и простой путь к художественному постижению индивидуальных особенностей человека, своеобразия его характера. Скромные "карандаши" Зорина запечатлели то многообразие проявления естественной природы человека, индивидуально неповторимых характеров, которое породило бурное и мятежное время. По их лицам угадываются события, сложность взаимоотношений, особенности биографий и судеб. Его портретируемые - люди, близкие художнику духовно, полные внутренней силы и самоуглублённости. Графическое решение этих портретов лишено расчёта на художественный эффект. Они исполнены в очень скупой, несколько суховатой, сдержанной манере графитного карандаша, но поражают чёткостью и продуманностью. Рисовальщик по натуре, М. И. Зорин никогда не расставался с карандашом и блокнотом. Рисунок был его стихией. На заседаниях и совещаниях, в поездках по уезду, дома, в школе, в гостях, в театре - везде он рисовал с поразительной свободой и лёгкостью. Быстрота исполнения (часто в один сеанс) при необходимости соблюдения конкретного сходства вырабатывала у М. И. Зорина зоркость глаза, уверенность руки, умение сосредоточить внимание на главном. Условия работы, а также понимание ценности человеческого лица породили своеобразную манеру работы над портретом, гармонически сочетающую тщательную отделку лица и лишь намёком абрис фигуры, костюма или только отдельных его деталей. Художественное наследие М. И. Зорина насчитывает около 400 работ, хранящихся ныне в Устюженском краеведческом музее. Особенно примечательна портретная галерея устюжан 1910-х - 1920-х годов. Карандашный цикл художника включает множество портретов и портретных зарисовок его современников-устюжан. Лучше всего художнику, удались портреты учителей и артистов, тех, с кем он вместе работал и выступал на сцене. Это и П. В. Кедринский, и П. Н. Знаменский, и И. М. Бобровский, и А. В. Воздвиженская, и П. М. Третьяков, и А. Н. Боголюбский, и многие другие. Сохранились два рисунка, сделанные художником 5 августа 1917 года проездом в городе Мологе Ярославской губернии - вид на Воскресенский собор и пристань (хранятся ныне в Устюженском краеведческом музее). Родные и друзья М. И. Зорина вспоминают, что акварель была также любима им, как и карандаш. Об этом свидетельствует интересная акварельная работа "Собор Рождества Богородицы", которая показывает главный храм города во всём его былом великолепии. Работа выполнена в 1918 году, спустя три года после того, как купола собора были заново вызолочены. Сам храм получился чуть приземлённым, но колокольня, как натянутая струна, устремлённая ввысь. Максимально развитое чувство цвета и большой вкус помогли художнику создать эту яркую акварель. Около двадцати лет прожил Михаил Ионович Зорин в Устюжне. Здесь в 1919 году он женился на своей бывшей ученице Александре Ивановне Чулочниковой. Молодые поселились в доме брата Александры Ивановны С. И. Чулочникова, на Боровичской улице (теперь улица Моисеева). Ярким событием в жизни М. И. Зорина были революционные выступления в Устюжне. "В 11 часов была панихида на площади, где и всегда бывают молебствия, около булочной Захарова. Было принесено 12 красных знамён. Гимназистки рядами стояли около своего знамени, а реалисты - у своего и курсанты тоже, - писала другу 18 марта 1917 года гимназистка Лиза, - прошли улицу и вышли у угла напротив аптеки и направились опять на площадь. На площади остановились. М. И. Зорин встал на корзину и сказал благодарность солдату, который говорил речь, <...> грянуло ура. Качали <...> и нашего Михаила Ионовича. Все пели и вышло хорошо, Михаил Ионович был вместо регента и махал шапкой". Зорин принял революцию восторженно и, оставаясь до конца жизни беспартийным, служил ей честно и преданно. В 1921 году он был назначен заведующим художественным отделом УОНО. "Министром культуры", иронизируя, называла его пианистка В. У. Сипягина-Лилиенфельд. Любим и уважаем в Устюжне был талантливый учитель и прекрасный художник М. И. Зорин. Здесь у него были семья, работа, любимый театр, но стремился он в Москву: хотелось дать детям (двум дочерям и сыну) хорошее образование. В 1929 году по совету друга К. И. Кравченко, Зорины переехали в Ярцево Смоленской области. Здесь у них родился еще один сын, Константин. Ярцевские друзья и знакомые вспоминают, что художник, кроме преподавательской работы, занимался оформлением праздничных колонн, украшал здания огромными портретами в два этажа на просвет: днём они смотрелись как красочные полотна, а ночью были видны только контуры. Большая семья требовала больших расходов. Днём Михаил Ионович преподавал в школе, вечером - в ФЗУ, оформлял спектакли в театре, работал в газете. Для детей художник собирал книги по истории искусств. Екатерина Михайловна, дочь Михаила Ионовича, помнит, как в детстве листала великолепные альбомы Игоря Грабаря. Не избежал художник и участи многих русских интеллигентов. В 1937 году он был арестован. К счастью, его скоро освободили. Никому Зорин не рассказывал, что ему пришлось пережить в тюрьме. В 1939 году во время Финской войны он был мобилизован и занимался регистрацией лошадей. Работал сутками на улице, на морозе. Тяжелая простуда, перешедшая в неизлечимую болезнь, приковала его к постели. 20 апреля 1941 года М. И. Зорин умер. "Был серый холодный день, падал тяжёлый сырой снег, весь город провожал учителя в последний путь. Занятия в школе были отменены. О нём много и хорошо говорили", - рассказывала Р. Ю. Яунмайз, учительница Ярцевской школы. Источники: 1. Конкина Л. Мастер карандашного портрета / Л. Конкина // Вперед. – 1993. – 28 августа. – С. 3. – (Знай своих земляков). 2. Конкина Л. В. Художник и учитель рисования Михаил Ионович Зорин / Л. В. Конкина // Устюжна: краеведческий альманах. Вып. 3. – Вологда, 1995. С. 390-410. 3. Конкина Л. В семье и творчестве / Л. Конкина // Вперед. – 2007. – 19 июня (№ 47). – С. 4.