Персоналии
Ассур Леонид Владимирович, 1878-1920
Ассур Леонид Владимирович, 1878-1920
ФИО
Ассур Леонид Владимирович
Годы жизни
Биография
Ассур Леонид Владимирович родился 31 марта 1878 г. в Рыбинске в семье служащего Управления железной дороги Владимира Федоровича Ассура и его жены Людмилы Андреевны Ассур. Его отец был из обрусевших немцев, переселившихся в Россию в начале ХIХ в. Леонид был старшим из трех сыновей. В 1883 г., когда мальчику было 5 лет, умерла их мать. Отец перевез семью в Гродненскую губернию, где устроился чиновником в акцизное управление. В 1884 г. Леонид был отправлен на воспитание в г. Везенберг Ревельской губернии к своей тетке Адели Федоровне Ассур, которая прошла с ним программу первых классов гимназии дома. В 1892-1895 гг. Леонид жил у дальних родственников в Варшаве, где окончил четвертый, пятый и шестой классы гимназии «с отличными успехами». Осенью 1895 г. отец перевел Леонида в седьмой класс Гродненской гимназии, которую он окончил в 1897 г. с золотой медалью. К этому моменту он хорошо владел четырьмя языками: латинским, греческим, французским и немецким. Позже овладел еще и английским. Играл на рояле и сочинял музыку. Осенью 1897 г. Леонид Ассур был зачислен в студенты математического отделения физико-математического факультета Московского университета. Во время учебы подрабатывал домашним учителем. Его научные взгляды формировались под влиянием профессора механики Н.Е.Жуковского. В 1901 г. он закончил университет со званием кандидата. По примеру других учеников Н.Е.Жуковского подал заявление о приеме в Московское техническое училище. Как окончивший университет, он был принят сразу на второй курс механического отделения. Окончил училище в августе 1906 г. со званием инженера-механика. Незадолго до этого, в апреле 1906 г., он женился на Елене Михайловне Миндлиной. В этом браке впоследствии родились дочь Ольга (1907-1909, погибла в результате несчастного случая), сын Всеволод (1910 г.р.) и дочь Елена (1913 г.р.). В 1906 г. молодая семья переехала в Санкт-Петербург, где Леонид Владимирович получил место инженера в Петербургских городских мостостроительных мастерских. Он руководил материальным обеспечением и подготовкой строительства четырех мостов: Аларчина, Пантелеймоновского, Михайловского и Введенского. Работал в мастерских до 1908 г. Осенью 1907 г. Л.В.Ассур был приглашен в Петербургский политехнический институт в качестве преподавателя по вольному найму машиностроительного черчения на механическом отделении. С января 1908 г. он начал вести практические занятия по курсу теоретической механики, а с осени 1908 г. – по прикладной механике. 5 мая 1910 г. Ученый совет института избрал его штатным преподавателем. Летом 1910 г. он получил заграничную командировку в Берлин и Мюнхен, во время которой знакомился с преподаванием прикладной механики в высших учебных заведениях. С весны 1915 г. он начал читать в своем институте специальный курс прикладной механики, теории регулирования машин и теории регуляторов. Работал и по совместительству: в 1915 г. был избран руководителем упражнений по теоретической и прикладной механике Петроградского технологического института. 13 февраля 1916 г. на Ученом совете Петроградского политехнического института прошла публичная защита диссертации Л.В.Ассура на ученую степень адъюнкта «Исследование плоских стержневых механизмов с низшими парами с точки зрения их структуры и классификации». В связи с революционными событиями с лета 1917 г. его семья жила в Воронеже у тещи, сам он оставался в Петрограде. В 1918 г. он был избран экстраординарным профессором по кафедре прикладной механики и основ математики Лесного института. С осени 1918 г. он приступил к чтению лекций в нем, одновременно продолжая занятия в Политехническом институте. В связи с перестройкой учебных планов в Лесном институте на время летних каникул 1919 г. он получил командировку в Воронеж для ознакомления с постановкой преподавания прикладной механики и математики в местных сельскохозяйственных институтах. В условиях гражданской войны вернуться назад в Петроград он сразу не смог, потому что белогвардейцами было перерезано железнодорожное сообщение. В Воронеже Л.В.Ассур получил место профессора в ряде высших учебных заведений, но из-за сильно подорванного здоровья (язвы желудка) учебные планы не были выполнены. 19 мая 1920 г. в клинике Воронежа ему была сделана операция по поводу язвы двенадцатиперстной кишки, но состояние его ухудшилось. Во время повторной операции он скончался, не приходя в сознание. Труды ученого (всего было опубликовано 11 работ) вошли в золотой фонд отечественной школы теории машин и механизмов. Он создал рациональную классификацию плоских шарнирных механизмов, разработал методику образования плоских механизмов любой сложности методом последовательного наслоения кинематических цепей (получивших название «групп Ассура»), предложил деление механизмов по семействам, классам, родам и порядкам.
Ссылки