Родился 25 июля 1921 г. в слободе Машлыкино ныне Миллеровского р-на Ростовской обл. в семье крестьянина. Русский. Член партии с 1944 г. Окончил н/среднюю школу и курсы автомехаников. Работал забойщиком в шахте в Ворошиловградской обл. В армии с 1940 г. В годы Великой Отечественной войны Н. Водолазкин - механик-водитель танка в составе частей 51-й армии 4-го Украинского фронта, которым командовал прославленный полководец ярославец генерал армии Федор Иванович Толбухин. С первых дней участвовал в боях с захватчиками, воевал на Западном фронте. Полк использовался командованием для осуществления крупных оперативных перевозок войск и материально-технических средств. Вскоре, как бывший тракторист, был направлен на переподготовку, в 20-м учебном танковом полку (г. Горький) освоил специальность механика-водителя. Вернувшись на фронт танкистом, участвовал в обороне Москвы. В октябре 1941 года был ранен в бою, на фронт вернулся только в декабре 1942 года. В составе 60-го танкового полка 5-го мотомеханизированного корпуса, воевал на Сталинградском фронте. Здесь он сел за рычаги английского танка МК.II «Матильда», из таких машин в полку была сформирована целая отдельная рота. После ликвидации Сталинградской группировки воевал в составе 6-й гвардейской танковой бригады, переданной на усиление Южного фронта. Здесь танкист Водолазкин участвовал в боях на реке Миус. Когда танк был подбит, вышел к своим с раненым командиром и двумя пленными. Член ВКП(б)/КПСС с 1944 года.
Особо отличился при штурме Сапун-горы, последнего оплота немецкой обороны на Крымском п-ве. С самого начала штурма Сапун-горы утром 7 мая «тридцатьчетверка» командира взвода гвардии лейтенанта Ревкова И.И., механиком-водителем которого был Водолазкин, была в первых рядах атакующих. В первые минуты боя два танка взвода были подбиты, и машина командира сражалась в одиночку. Совершив обходной маневр, Водолазкин сумел преодолеть крутой подъем и вывел танк в тыл врага. Появление советской боевой машины было полной неожиданностью для гитлеровцев. Заняв удобную позицию, экипаж почти сутки вел бой, отражая атаки автоматчиков и танков. Радист Минин и заряжающий Ханов заняли позиции в окопе и вели прицельный огонь из автоматов, не подпуская пехоту. Водолзкин, умело маневрируя, помогал командиру танка вести прицельный огонь из пушки. Механик-водитель был ранен, но не ушел из боя. К концу дня перед позициями четырех танкистов остались подбитыми 3 танка, 4 пушки, 6 станковых пулеметов и 145 убитых солдат и офицеров противника.
Под утро 9 мая к танкистам пробрались 12 разведчиков, они принесли снаряды и канистры с горючим. Танк снова был в полной боевой готовности.
Танкистам разведчики передали приказ командования войти в Севастополь с десантом автоматчиков и водрузить над городом флаг Победы. После трехдневных беспрерывных боев 9 мая 1944 г. танк, водителем которого был Н. Водолазкин, одним из первых в полку ворвался в Севастополь, флаг был водружен на одном из зданий города. Экипажем были уничтожены 4 танка, 6 пушек, шестиствольный миномет, 12 огневых точек, 18 станковых пулеметов, разбиты 3 дота и 5 дзотов, 4 автомашины, 15 повозок с грузом, 180 солдат и офицеров противника.
Звание Героя Советского Союза присвоено 24 марта 1945 г. Указом Президиума Верховного Совета за участие в штурме Сапун-горы.
После окончания боев в Крыму полк был переброшен на 3-й Белорусский фронт. Здесь он участвовал в боях за освобождение Белоруссии и Прибалтики, после окончания Каунасской наступательной операции Водолазкин был направлен на учебу. О присвоении геройского знания узнал, будучи курсантом Пушкинского танкового училища, эвакуированного в город Рыбинск Ярославской области.
С 1946 г. лейтенант Н. Водолазкин в запасе. Жил в городе Рыбинске, работал на моторостроительном заводе. Принимал активное участие в работе совета ветеранов, в пропаганде патриотизма и гражданственности среди молодёжи. Умер 7 января 1981 года. Похоронен на Южном кладбище города Рыбинска. Награжден орденом Ленина, медалями.
Имя Героя высечено на памятнике в Рыбинске на Аллее Славы.
http://www.podvignaroda.mil.ru/?#id=46570751&tab=navDetailDocument
Читать далее