Персоналии
Малов Василий Иванович, 20 июля 1902 - 1978
Малов Василий Иванович, 20 июля 1902 - 1978
ФИО
Малов Василий Иванович
Годы жизни
20 июля 1902 - 1978
Биография
Родился 20 июля 1902 года на борту колёсного парохода «Виктория» в семье помощника машиниста, крестьянина деревни Коршуниха Веретейской волости Мологского уезда Ивана Сергеевича Ма̀лого (Мало̀ва). Мать — Анна Фёдоровна (урожд. Копейкина). По окончании в 1915 году Серебряковского 2-классного училище (Рыбинский уезд) Василий Малов пошёл по стопам отца и связал свою жизнь с водным транспортом. В 1915–1918 годах работал кочегаром и маслёнщиком на пароходах у частных хозяев в городах Рыбинске и Нижнем Новгороде, а после национализации транспорта — помощником машиниста в Рыбинске, Твери и Нижнем Новгороде. В начале Гражданской войны уходит добровольцем на Волжскую военную флотилию, служит на канонерской лодке «Ваня-коммунист», участвует в боях против войск Колчака на реке Каме. Демобилизован после тяжёлого ранения. С 1921 по 1924 год Василий Иванович Малов учится в Рыбинском техникуме водного транспорта. Поступив на механическое отделение, вскоре был переведён на судоводительское. С началом летней навигации осваивает премудрости управления различными пароходами в должностях рулевого, помощника капитана, а по окончании учёбы, получив специальность техника-судоводителя, становится капитаном парохода. Затем учится в Школе комсостава РККА и служит в 6-й Орловской дивизии (1924–1925), где В. И. Малов становится членом ВКП(б). Возвратившись на речной флот, получив значительный опыт плавания на судах и проявив хорошие организаторские способности, выдвинут на руководящие должности в системе речного флота. С 1929 года в течение пяти лет трудится на ответственных постах Рыбинского районного управления водного транспорта: старший контролёр государственного флотского контроля, начальник пристани, заведующий сектором окружного плана, председатель районной плановой комиссии, член президиума райисполкома городов Рыбинск и Углич, начальник сектора эксплуатации флота, заместитель и начальник Рыбинского районного управления водного транспорта. В 1934 году В. И. Малова направляют в Ленинград на должность заместителя главного диспетчера Северо-Западного речного пароходства, где он готовится к поступлению и в 1936 году поступает на эксплуатационный факультет Ленинградского института инженеров водного транспорта. По окончании академии в 1939 году был назначен в Москву, в Народный Комиссариат Речного Флота СССР, где Василий Иванович, ещё совсем молодой человек, становится начальником службы эксплуатации Восточного центрального управления речного флота, затем начальником Северного Центрального Управления речного флота Наркомата Речфлота СССР. В его ведении — все речные пароходства северо-западного водного бассейна (Северо-Западное, Беломорско-Онежское, Шекснинское, Северное и Сухонское). В ходе советско-финляндской войны В. И. Малов был командирован на Ладогу, где обеспечивает высадки десанта, перевозки войск и эвакуацию раненных. В 1940–1941 годах многое сделал для развития пароходств Северного управления. 22 июня 1941 года В. И. Малов получает указание Наркома Речфлота «немедленно вылететь в Ленинград для выполнения задач обеспечения надлежащей организации и руководства проведением на водных путях Северо-Запада эвакуации населения, промышленного оборудования и транспортного флота в тыл страны, своевременной транспортировки воинских контингентов, боеприпасов, горючего, продовольственных и промышленных грузов и исполнения специальных заданий Государственного Комитета Обороны и Совета Министров СССР». Весь период блокады Ленинграда, В. И. Малов непрерывно находится на наиболее важных и трудных участках Северо-Западного бассейна в качестве начальника Северного ЦУРФа и, одновременно, чрезвычайного уполномоченного Наркомречфлота, прикомандированного к ставкам Ленинградского, Волховского и Северного фронтов, к Ладожской и Онежской военным флотилиям. Организует эвакуацию крупнотоннажных грузовых и пассажирских судов и наиболее ценного оборудования предприятий, работу баз перевалки грузов для фронта и блокадного Ленинграда, обратный вывоз населения по водным путям Ладоги, Онеги, Свири, Волхова, Вытегры. По его инициативе в Вытегре была организована база перевалки грузов и частичной разборки судов для обеспечения прохода через 38 шлюзов Мариинской системы. Для прохода в глубь страны через шлюзы требовалось уменьшение их габаритов и осадки. После сборки в Череповце и в других пунктах Волжского и Камского бассейнов сохраненные таким образом суда быстро вводились в строй. Часть из них приняла участие в боях под Сталинградом в составе Волжской военной флотилии. Василий Иванович Малов стал одним из организаторов Дороги жизни, работа которой во время второй и третьей военных навигаций обеспечивалась организованными судоподъемными и судоремонтными работами, строительством новых судов, работой транспортного флота, восстановлением и строительством причальных сооружений, прокладкой подводных кабельных и трубопроводных линий. В 1942 году за успешное выполнение заданий Государственного Комитета Обороны В. И. Малов награждён орденом Трудового Красного Знамени. Медалью «За оборону Ленинграда» он был награждён по представлению от Северо-Западного речного пароходства. В характеристике к награде, хранящейся в Центральном государственном архиве Санкт-Петербурга, указано: «Малов Василий Иванович, 1902, член ВКП(б). Начальник Северного ЦУРФа. Будучи уполномоченным от НКРФ оказал большую помощь Управлению пароходства по организации коллектива речников по снабжению Ленинграда необходимым грузом. За хорошую организацию перевозок награжден орденом Трудового Красного Знамени». После полного снятия блокады Ленинграда, в апреле 1944 года В. И. Малов назначается начальником Северо-Западного речного пароходства, которое ещё больше года оставалось фронтовым. Перед ним поставлены сложные задачи — для окончательной победы над врагом было необходимо как можно скорее восстановить разрушенную войной инфраструктуру и организовать судоходство на освобождённых водных трассах, восстановить гидротехнические сооружения, судоремонтную базу, флот, возвратить эвакуированные суда, возродить из руин жилой фонд, наладить быт и снабжение людей. Эти сложнейшие задачи нужно было выполнить в чрезвычайно короткие сроки в условиях продолжающейся войны и участия судов СЗРП в десантных операциях и обеспечении наступления советских войск вдоль Ладожского и Онежского озер. Первые итоги успешной работы по восстановлению хозяйства пароходства, обеспечению ремонта флота, выполнению плана перевозок и особых заданий Военного совета Ленинградского фронта были отмечены уже в декабре 1944 года вручением коллективу СЗРП на вечное хранение знамени Государственного Комитета Обороны. В ноябре 1945 года В.И. Малов был награждён орденом Отечественной войны II степени. В наградном листе, подписанном заместителем секретаря Ленинградского Обкома ВКП(б) по транспорту Минкиным, было указано: «Зная хорошо флот и командные кадры товарищ Малов В. И. обеспечил выполнение заданий ГКО, Военного Совета Ленинградского фронта и Краснознамённого Балтийского флота по перевозкам вооружения, боеприпасов, продовольствия и военных операций на Ладожском озере. С опасностью для жизни часто под бомбёжками противника тов. Малов В.И. на месте руководил работами по спасению флота, восстановлению разрушенных причалов. Будучи начальником Сев. Зап. Реч. Пароходства в 1944 г. руководил подготовкой по высадке десанта для форсирования реки Свирь и Ладожского озера». Согласно Постановлению Совета Министров Союза ССР от 29 мая 1948 года № 1698 Василию Ивановичу Малову в числе наиболее достойных работников речного флота было присвоено персональное звание высшего начальствующего состава — генерал-директор речного флота III ранга, установленное Указом Президиума Верховного Совета Союза ССР от 1 сентября 1947 года. В послевоенные годы флот пароходства стал пополняться восстановленными и вновь построенными судами, что обеспечивало выполнение планов перевозок, несмотря на продолжающиеся потери. На оставленных немецко-фашистскими захватчиками минах вплоть до 1953 года подрывались суда и погибали люди. С 1956 года СЗРП стало рентабельным, обеспечивающим прибыль в бюджет. За 18 лет работы В. И. Малова в Северо-Западном речном пароходстве появились новые комфортабельные трёхпалубные пассажирские теплоходы, а также суда класса «река-море», приспособленные для прохождения из Северного водного бассейна в Южный и обратно. Началась подготовка пароходства к расширению зоны плавания судов: осваивались новые туристические линии на волжском направлении, началась реализация концепции смешанного, в том числе заграничного, плавания грузовых судов. С 1964 года в порты Балтийского, Каспийского, Чёрного и даже Средиземного морей стали заходить суда пароходства. В Центральном военно-морском музее (ЦВММ) хранятся государственные награды Василия Ивановича Малова: орден Ленина, два ордена Трудового Красного Знамени, орден Знак Почёта, орден Отечественной войны II степени, медали «За оборону Ленинграда», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне» и многие юбилейные. В числе многих грамот Почётная грамота Президиума Верховного Совета СССР. В филиале «Дорога жизни» ЦВММ в поселке Осиновец на Ладожском озере экспонируются некоторые личные вещи В. И. Малова. Имя В. И. Малова вошло в летопись истории флота России как организатора водного транспорта, одного из организаторов ладожской Дороги жизни и руководителя перевозками народнохозяйственных грузов для восстановления разрушенной промышленности Северо-Западного региона страны. Его именем назван сухогрузный теплоход «Василий Малов» (1978). Умер в 1978 году, похоронен на Серафимовском кладбище Санкт-Петербурга. Жена В. И. Малова — Александра Ивановна (урожд. Васильева, 1905–1993), родом из города Мологи. Знакомство с будущей супругой произошло в 1925 году, на партактиве. Александра Ивановна была тогда директором Трудовой школы в Мологе, затем заведовала городской библиотекой в Рыбинске. Высшее образование получила одновременно с мужем, в Ленинграде, обучаясь на библиотечном факультете Коммунистического Политико-Просветительского института им. Н. К. Крупской. После окончания института была распределена в Наркомат просвещения, в библиотечный отдел, руководила которым сама Крупская Н. К. После войны, уже в Ленинграде, работала в Библиотеке Академии наук, Библиотечном институте имени Н. К. Крупской. Книги, поэзия, общественная работа оставались главным содержанием жизни Александры Ивановны на пенсии. Сыновья пошли по стопам отца, поступив в Ленинградское речное училище. Старший сын, Новомир Васильевич, был судовым механиком, специалистом по ремонту и эксплуатации промышленных холодильных машин. Младший сын, Олег Васильевич, окончив гидротехническое отделение речного училища, работал в ЭПРОНе, окончил Ленинградский институт инженеров водного транспорта по той же специальности и остается в профессии до настоящего времени — главный специалист по проектированию подводных кабельных линий связи в одной из ведущих организаций страны. Старшая дочь, Гертруда Васильевна, окончила Ленинградский библиотечный институт, работала библиографом, стала преподавателем в своём институте, защитила кандидатскую диссертацию. Автор многих ныне востребованных публикаций по информационному обеспечению деятельности исследователей в различных областях знаний. Преподавание продолжает и в настоящее время, но уже аспирантам и докторантам. Младшие, уже послевоенные дочери, Анна и Елизавета работали воспитателями в детских садах, растили своих детей, теперь воспитывают внуков. В семье Василия Ивановича Малова на первом месте всегда была работа и общественная деятельность родителей. Стремительный служебный рост отца в довоенные 30-е годы объясняется его природными способностями, скромностью, трудолюбием и честностью, но не был безоблачным. В октябре 1937-го отличника учёбы Малова арестовали по ложному доносу прямо в аудитории Академии водного транспорта. Лишь спустя два месяца с Василия Ивановича было снято подозрение, и он был отпущен из-под ареста. С тех пор дети уже твёрдо знали значение слов «папин тревожный чемоданчик» и почему его нельзя трогать. После окончания Академии в 1939 году непродолжительная работа в Восточном Центральном управлении НКРФ и срочное переназначение начальником Северного ЦУРФ связаны с началом советско–финской войны. В.И. Малов снова в Ленинграде, вернее на Ладоге, обеспечивает переброску войск, высадку десантов, эвакуацию раненых. Семья всю Зимнюю войну оставалась в Москве в полном неведении, где отец. Когда вернулся, тихо сказал: «Много погибло людей». И всё! Через какое-то время отцу вручили Орден «Знак Почёта» — первый орден, за войну, о которой было запрещено говорить даже близким. За три военные навигации Великой Отечественной войны В. И. Малов смог повидаться с семьей, эвакуированной в Ульяновск, только один раз — поздней осенью 1941-го, проездом из Куйбышева, куда был вызван Наркомом. Александра Ивановна, работала в эвакогоспитале начальником клуба, дети (их было в то время еще только трое), как могли, помогали раненым. Отцу и семье никогда никаких спецпайков не полагалось, жили всегда очень скромно, а в эвакуации, как все, с трудом выживали, особенно в 1942-ом, уже в Великом Устюге. У Василия Ивановича также были брат и две сестры. Брат, Сергей Иванович Малов, родился в 1904 году в Ярославской губернии. Советский партийный деятель, первый секретарь Рязанского обкома ВКП(б) (1948) и Областного комитета ВКП(б) АССР немцев Поволжья (1939–1941). Умер в 1951 году в Москве. Его потомки – москвичи. Один из внуков живет в Ярославле. Сёстры, Серафима (1906–1966) и Антонина (1914–1998), жили в Рыбинске. Источники: 1. Словарь биографический морской / Авт.-сост. В. Д. Доценко. СПб, 2000. С. 247. 2. Биографическая справка, составленная внуком В. И. Малова — Гедримовичем Александром Константиновичем.