Персоналии
Теляковский Всеволод Владимирович, 12 февраля (25 февраля) 1894 - 7 января 1963
Теляковский Всеволод Владимирович, 12 февраля (25 февраля) 1894 - 7 января 1963
ФИО
Теляковский Всеволод Владимирович
Годы жизни
12 февраля (25 февраля) 1894 - 7 января 1963
Биография
Все́волод Влади́мирович Теляко́вский (12 февраля [25 февраля] 1894, Санкт-Петербург — 07 января 1963, Ленинград) — русский, советский художник, театральный декоратор, знаток истории костюма, заслуженный деятель искусств Казахской ССР (1956). Родился в семье В. А. Теляковского, впоследствии русского театрального администратора, сначала Управляющего Московской конторой Императорских театров (1898-1901), а потом Директора Императорских театров до 1917 года. Мать — Гурли Логиновна Теляковская (1850-1922) (урожденная Миллер, в первом браке — баронесса Фелейзен) художник-любитель, помогала художникам Александру Головину и Константину Коровину работать над эскизами костюмов для спектаклей Императорских театров, выполняя рисунки костюмов для второстепенных персонажей постановок. С детства увлекался рисованием, и его учителями были: Александр Головин, который говорил о его детский работах «Странно, при таком разнообразии красок ни одной колористической ошибки» и Константин Коровин. Художники часто бывали в доме у Директора Императорских театров, летом приезжали в его имение "Отрадное" Ярославской губернии. После окончания 12 Петербургской гимназии, по совету своих учителей поехал продолжать обучение в Париж, где поступил в Академию художеств Ронсона, в которой учился у М. Дени и Ф. Валлотона. После начала Первой мировой войны, вернулся в Петербург был мобилизован в армию, рядовым, в 1916 году. После демобилизации в 1918 году, работал в Мариинском театре помощником у Александра Головина. В 1924 году уволен из театра по сокращению. С 1924 по 1927 год работал преподавателем декоративной живописи в Государственной Архитектурном институте. С 1927 по 1935 год состоял на учете Ленинградского горкома ИЗО, как художник работая по разовым договорам в различных организациях, театрах и т.д. После убийства С. М. Кирова, которое произошло в Ленинграде 1 декабря 1934 год, художник, попав в так называемый Кировский поток, в марте 1935 года был выслан вместе с женой из Ленинграда, как социально чуждый элемент и сын царского сановника в город Атбасар в Казахстане. Почти год проработал в только созданном из самодеятельности Атбасарском театре. Летом 1935 года писал из ссылки письмо с просьбой о помощи Всеволоду Мейерхольду, которое осталось без ответа. С 1936 по 1938 год служил художником-постановщиком в Государственном академическом театре оперы и балета им. Абая. Здесь он создал свои лучшие декорации к русским операм «Пиковая дама», «Снегурочка» и др., балета «Лебединое озеро», к таким произведениям западной классики как: «Паяцы», «Кармен», «Фауст». С 1938 по 1941 переехал в Актюбинск, став главным художником Актюбинского областного драматического театра, оформлял спектакли как классического русского и западного репертуара, так и многочисленные постановки по мотивам казахских эпосов – «Айман-Шолпан» и «Енлик-Кебек» М. Ауэзова, «Кыз-Жибек» и «Жалбыр» Е. Брусиловского, «Козы-Корпеш и Баян-Слу» Г. Мусрепова. В Театральный музей им. А. А. Бахрушина сохранился (среди прочих 15 работ) один небольшой эскиз к спектаклю «Кыз-Жибек» (1938). С 1941 по 1946 год снова вернулся и работал в Государственном академическом театре оперы и балета им. Абая. В 1946 году художник вместе с Натальей Сац стоял у истоков Алма-Атинского ТЮЗа, красиво оформил фойе театра (не сохранилось, старое здание театра сгорело в 90 годы). Как главный художник поставил спектакль "Снегурочка" до сих пор памятный старшему поколению алма-атинцев. В 1950-1952 участвовал в оформлении Казахского павильона на ВДНХ, как автор большого панно и других работ. В мае 1961 вернулся в Ленинград. Всю жизни собирал материалы для так называемой "Костюмной книги" - практического пособия для художников-декораторов, в которой подробно нарисовал и описал костюмы народов мира на протяжении большого периода времени (около 20 тысяч рисунков). Пытался издать этот уникальный материл, но не успел. В начале января 1963 года умер от инфаркта. Похоронен в Ленинграде, на Серафимовском кладбище 15 участок (рядом с церковью) рядом с отцом и матерью. 346 листов рисунков "Костюмной книги" и подробное описание к ним хранятся в Санкт-Петербургской государственной Театральной библиотеке. Станковые работы художника, в том числе и по мотивам национального эпоса хранятся в Государственный музей искусств Казахстана имени А. Кастеева в Алматы и в частных коллекциях.