Персоналии
Кузнецова-Бенуа Мария Николаевна, 1880-1966
Кузнецова-Бенуа Мария Николаевна, 1880-1966
ФИО
Кузнецова-Бенуа Мария Николаевна
Годы жизни
Биография
Мария Николаевна Кузнецова-Бенуа (1880, Одесса — 25 апреля 1966, Париж) - русская оперная певица (сопрано) и танцовщица, солистка Мариинского театра в 1905-1917 годах. Участница «Русских сезонов» Сергея Дягилева. Дочь известного художника, академика Н. Д. Кузнецова. С детских лет росла в атмосфере, близкой к искусству, в доме родителей бывал Пётр Чайковский. Училась в гимназии в Швейцарии, вернувшись в Россию занималась в балетной школе, затем училась пению в Петербурге сначала у итальянского педагога Марти, затем у Иоакима Тартакова. С 1917 года жила во Франции. На оперной сцене дебютировала в 1904 году в Петербурге (антреприза А. А. Церетели). В 1905-1915 и в 1916-1917 - солистка петербургского Мариинского театра. Создательница Русской частной оперы в Париже. Первым браком замужем за Альбертом Альбертовичем Бенуа (1879, Петербург — 1930, Шанхай). Сын от этого брака: Бенуа Михаил Альбертович. Во втором браке Мария Кузнецова была замужем за фабрикантом Богдановым, в третьем — за банкиром и промышленником Альфредом Массне, племянником знаменитого композитора Жюля Массне. Творчество: Первая исполнительница партий Февронии в опере Н. А. Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже…» и Клеопатры в одноимённой опере Массне. Лучшие оперные партии: Антонида («Жизнь за царя» М. Глинки, 23.11.1906 с И. В. Ершовым и Ф. И. Шаляпиным), Людмила («Руслан и Людмила» М. Глинки, 7.12.1908 и 30.9.1911 с Ф. И. Шаляпиным), Ольга («Русалка» А. Даргомыжского, 18.12.1906 с Л. В. Собиновым и Ф. И. Шаляпиным), Тамара («Демон» А. Рубинштейна, 30.12.1905, 26.1.1907 и 18.12.1909 с Ф. И. Шаляпиным), Татьяна («Евгений Онегин» П. Чайковского), Купава («Снегурочка» Н. Римского-Корсакова), Джульетта («Ромео и Джульетта» Ш. Гуно), Кармен (одноим. опера Ж. Бизе, по мнению критиков, была одной из лучших на русской сцене), Манон Леско («Манон» Ж. Массне), Таис (одноим. опера Ж. Массне), Виолетта («Травиата» Дж. Верди), Чио-Чио-сан («Чио-Чио-сан»/«Мадам Баттерфляй» Дж. Пуччини), Эльза («Лоэнгрин» Р. Вагнера). М. Н. Кузнецова много концертировала; в 1918 г. выступала вместе с Г. Поземковским в Швеции. В камерном репертуаре певицы были произведения зарубежных, русских, украинских композиторов, романсы П. Чайковского и С. В. Рахманинова, народные песни. Была также танцовщицей, участвовала в «русских сезонах» С. Дягилева. Эпизодически участвовала в балетных спектаклях: в Петербурге и Москве, в «Театре на Елисейских полях» (1914, балетная пантомима «Легенда о Йозефе»/«Josephslegende» Р. Штрауса). В 1920-х гг. в Париже и Лондоне давала вечера испанских танцев (танцевала под собственный аккомпанемент на кастаньетах, которые проходили с большим успехом; костюмы шила по эскизам Л. Бакста). Оставив сцену, поселилась в Барселоне, где вела педагогическую работу и была музыкальным советником местной оперы. Последние годы жила в Париже. Изображена на картине отца-художника Кузнецова Н. Д. "Спящая девочка", 1893 г., которая находится в собрании Рыбинского музея-заповедника.