Персоналии
Полтевский Константин Николаевич, 19 сентября 1884 – 1972
Полтевский Константин Николаевич, 19 сентября 1884 – 1972
ФИО
Полтевский Константин Николаевич
Годы жизни
19 сентября 1884 – 1972
Биография
Родился 19 сентября 1884 года в городе Мологе Ярославской губернии. 23 сентября был крещён в Воскресенском («старом») соборе. Отец – помощник секретаря Мологского съезда мировых судей Николай Константинович Полтевский (ок. 1858 – ?); мать – Анна Николаевна Полтевская (урожд. Вилинская; ок. 1858 – ?), дочь священника церкви села Никольского, что в Лисине, Пошехонского уезда Николая Вилинского. Обладая в детстве отличным альтом, Константин Полтевский пел в церковном хоре (регент – Лука Макарович Забелин). Последний научил его нотной грамоте, но, когда голос мальчика начал «ломаться», строго запретил ему петь. «Прошли годы, – вспоминал К.Н. Полтевский, – и в один прекрасный день запел я тенором. В тайниках души мечтал о карьере оперного артиста, но не знал, к кому обратиться, с кем посоветоваться». В начале 1900-х годов Константин Полтевский устроился телеграфистом в Рыбинскую почтово-телеграфную контору. Осуществить давнюю мечту о профессиональной сцене ему помог случай, произошедший с ним летом 1903 года. Он впоследствии вспоминал: «Как-то ночью, во время дежурства, получил я телеграмму из Петербурга: управляющий императорскими театрами В.А. Теляковский телеграфировал Шаляпину, который жил в его имении. А находилось оно в двадцати пяти верстах от Рыбинска, на левом берегу Волги... Захватив ноты – каватину Фауста, которую я любил и хорошо знал, – сел утром на пароход и часа через три был уже в имении Теляковского. На открытой террасе увидел человека громадного роста, в русской рубашке. На голове у него красовалась малиновая феска с кисточкой. Я сразу же узнал Шаляпина, узнал по фотографиям, которые продавались во всех книжных магазинах. – Фёдор Иванович, прошу вас, послушайте мой голос... Шаляпин недоверчиво взглянул на меня, помолчал и спросил: – Баритон? – Нет, Фёдор Иванович, тенор... – Тенор, говоришь? Ну, пойдем, послушаем твой теноришко... Теперь, брат, хороших голосов днем с огнём не сыщешь... Шаляпин сел за инструмент, я начал распрямлять свернутые трубочкой ноты. Фёдор Иванович дал вступление, и я запел... – Хватит! – остановил меня Шаляпин, хлопнув крышкой рояля. - Всё ясно. Голос у тебя хороший. Поезжай в Москву учиться. Учись обязательно. Только думай над тем, что поешь, над каждой фразой думай, над каждым словом…» Впоследствии К.Н. Полтевский переехал в Ярославль и устроился в контору Государственного банка. Благодаря покровительству управляющего конторой Н.П. Полянского был отпущен на сдачу вступительного экзамена в Московскую консерваторию. Экзамен были им успешно выдержан, но всё же у Полтевского не оказалось необходимых для уплаты за обучение ста рублей. «Что делать? Рассказал я о своем положении Полянскому, он пригласил на обед ярославских миллионеров, заставил меня им петь, а после обеда обошёл их с кружкой, и деньги были собраны». К.Н. Полтевский окончил Московскую консерваторию по классу итальянского вокального педагога, профессора Умберто Мазетти (1869-1919); некоторое время был личным стипендиатом известного русского дирижёра и пианиста, директора Московской консерватории В.И. Сафонова (1852-1918). Обладал хорошим лирико-драматическим тенором и прекрасными внешними данными. По окончании консерватории служил в разных театрах. В 1919 году женился на талантливой пианистке и оперной певице Елизавете Георгиевне Ворледж (1883–1944). Нина Николаевна Лидер (урожд. Ивачёва; дочь Е.Г. Ворледж от первого брака) вспоминала: «Партнёром Елизаветы Георгиевны всегда был Константин Николаевич. Внешне они представляли собой прекрасную пару. Полтевский – высокий, стройный, с правильными чертами лица, в гриме был настоящим красавцем. Елизавета Георгиевна со своей прекрасной фигурой, строгой красотой лица, в короне золотистых волос (она на сцене редко надевала парик) производила чарующее впечатление. Они всегда работали и отдыхали вместе и были неразлучны к досаде поклонников и поклонниц, которых у обоих было достаточно. Это постоянное сотрудничество давало им особую слаженность, «спетость» и, несомненно, содействовало их успеху». В 1920 году К.Н. Полтевский вместе с женой командируется Политическим Управлением Республики на Северный Кавказ для обслуживания красноармейских частей Северо-Кавказского фронта. Там они проводят большую культурно-просветительную работу, выступая на концертах и как певцы, и как пианисты. Вместе с женой К.Н. Полтевский организует Красноармейский хор; при постановке оперных отрывков они подготавливают молодых певцов, разучивая с ними партии. В 1921–1923 годах Е.Г. Ворледж и К.Н. Полтевский гастролируют в Ставрополе и Воронеже. В разное время Константин Николаевич пел в «Похищении из сераля» В.А. Моцарта, «Любви в полях» К.В. Глюка, «Борисе Годунове» М.П. Мусоргского (партия Василия Шуйского), «Травиате» Д. Верди (партия Альфреда), «Риголетто» Д. Верди (партия Герцога), «Демоне» А.Г. Рубинштейна (партия Синодала). Большое влияние на творческое развитие К.Н. Полтевского оказал режиссёр Владимир Сергеевич Алексеев (1861–1939; старший брат К.С. Станиславского), работавший с певцом в 1924 году над оперой «Чио-Чио-Сан» Джакомо Пуччини. Когда Константину Николаевичу позднее пришлось гастролировать в Калуге, выступая в роли Пинкертона, многие товарищи отмечали прекрасную драматическую отделку его партии. Впоследствии преподавал на вокальном отделении Музыкально-инструкторского техникума им. Красной Пресни (ныне – Московский государственный институт музыки им. А.Г. Шнитке). Часть воспоминаний К.Н. Полтевского вошли в сборник «Рассказы о Шаляпине» А.Л. Лесса (М., 1973. С. 13-19). Скончался в 1972 году в Москве. Источники: 1. РФ ГАЯО Ф-418. Оп. 3. Д. 18. Лл. 25об–26 2. Лесс А.Л. Рассказы о Шаляпине. – М.: Советская Россия, 1973. – С. 13-18. 3. Лидер Н.Н. Елизавета Георгиевна Ворледж. Воспоминания дочери. [http://www.valider.ru/images/sampledata/doc_text/tpv_history.doc]