Персоналии
Крейцберг Николай Алексеевич, 1905-1998
Крейцберг Николай Алексеевич, 1905-1998
ФИО
Крейцберг Николай Алексеевич
Годы жизни
Биография
Николай Алексеевич Крейцберг родился 24 декабря 1905 года в Харькове. Рано потерял родителей. Трудовую деятельность начал учеником токаря на Харьковском заводе металлоизделий. После революции в составе Харьковского отряда ЧОН участвовал в борьбе с бандитизмом на территории Украины. В конце лета 1924 г. Николая Алексеевича направили на учебу в Москву. Там он работал токарем на автозаводе «Спартак». В 1926 г. поступил на вечернее отделение Московского энергетического института и одновременно работал на заводе «Динамо». После окончания института в 1935 г. по специальности «инженер-электрик» Н.А. Крейцберг продолжал работать на Московском электромашиностроительном заводе «Динамо», где стал ведущим инженером. Тогда было освоено производство совершенно новых видов продукции – магистральных электровозов, метрополитена, быстроходных трамваев. Когда подошло время выхода новой продукции, Николай Алексеевич был назначен начальником испытательной станции. Электромашиностроительному заводу «Динамо» было поручено начать электрификацию железных дорог. Первые локомотивы вышли из ворот завода в октябре 1932 года. Весной 1934 г. Николаю Алексеевичу поручили пуск первых троллейбусов в Москве. Год спустя 6 февраля 1935 года, когда сдавали в эксплуатацию Московский метрополитен, он вел поезд, в котором находились руководители партии и правительства по маршруту «Комсомольская площадь» - «Парк культуры». В апреле 1936 г. Николай Алексеевич вместе со всем руководством завода был арестован органами НКВД и этапирован на Колыму. Но с этапа его неожиданно вернули в Москву. Повторно он был арестован и вновь отправлен на Колыму в 1938 году на золотой прииск «Скрытый», где добывали золотоносную руду и мыли золото. Там Н.А. Крейцберг стал сначала дежурным электриком, затем энергетиком, а позже – главным механиком. В годы войны работал в одной из сталинских «шарашек», в 1942 г. он стал главным инженером предприятия, выпускавшего двигатели мощностью от одного до сорока киловатт, кабели, сварочные аппараты, электробуры, высоковольтные трансформаторы, гирлянды изоляторов и линейный провод для высоковольтных линий. Здесь, впервые в СССР, были применены стеклянные изоляторы, стали выпускать двигатели с эмалированными проводами. В 1947 году Н.А. Крейцберг стал работать главным инженером на одном из заводов в Амурской области. Вторично был арестован в 1949 году, в разгар новой волны репрессий. В 1956 г. Николай Алексеевич был реабилитирован. Министерство электропромышленности назначило его главным инженером Ярославского электромашиностроительного завода, затем он стал директором предприятия. С 1957 по 1959 гг. Н.А. Крейцберг был назначен директором Рыбинского завода п/я 30 (РЗП), входящего в систему авиационной промышленности. Вместе с ним на предприятие пришла целая команда грамотных специалистов с Ярославского электромашиностроительного завода. За два неполных года руководства Крейцберга на Рыбинском заводе приборостроения многое изменилось: появились новые изделия, цехи были укомплектованы выпускниками авиатехникума и школ города, был начат выпуск радиол "Волга". В 1958 г. появилось новое направление - производство бортового радиоэлектронного оборудования для военных и гражданских самолетов. После ухода с РЗП Крейцберг работал директором ярославского радиозавода. В 1961 г. Н.А. Крейцберга пригласили работать по совместительству в Ярославский технологический институт. Николай Алексеевич читал лекции по промышленной электронике на старших курсах и руководил дипломными проектами. В 1963 г. Николаю Алексеевичу было присвоено ученое звание доцента по кафедре «Автоматизация химических производств», а 12 июня 1964 г. он был назначен ректором Ярославского технологического института (руководил ВУЗом до 1972 г.). 6 апреля 1966 г. Николай Алексеевич был избран заведующим кафедрой общей электротехники и промышленной электроники института, которую он возглавлял до 1981 года. Под руководством Николая Алексеевича институт за короткое время превратился в один из ведущих вузов региона. За достижения в своей профессиональной деятельности Николай Алексеевич Крейцберг награжден орденом «Трудового Красного знамени» (1967 г.), «Знаком Почета», знаком отличия «За заслуги перед г. Ярославлем» (май 1998 г.).
Экспонаты, связанные с персоналией Отобрано: 1