Персоналии
Клещенко Анатолий Дмитриевич, 14 марта 1921 - 9 декабря 1974
Клещенко Анатолий Дмитриевич, 14 марта 1921 - 9 декабря 1974
ФИО
Клещенко Анатолий Дмитриевич
Годы жизни
14 марта 1921 - 9 декабря 1974
Биография
Родился 14 марта 1921 года в деревне Поройки Воскресенской волости Мологского уезда Ярославской губернии в семье «богомаза» (художника-иконописца). В раннем детстве он с семьей перебирается в Ленинград. В это время значительное влияние на Анатолия Клещенко оказал его двоюродный брат Б. И. Коплан (1898-1941) — видный литературовед, крупнейший специалист по истории русской литературы XVIII в., поэт, ученый секретарь и ученый хранитель Пушкинского Дома (арестован в 1929 году по «академическому делу» и до конца 1933 находился в ссылке). В 1932 году одиннадцатилетний Анатолий Клещенко решает убежать в Америку, но вместо этого в Молдавии попадает в табор к цыганам и почти год кочует с ними. Отец разыскивает беглеца и отвозит его в Киево-Печерскую Лавру, где подросток обучается иконописному мастерству. С 12-летнего возраста Клещенко писал стихи, мечтал стать профессиональным поэтом; вершиной поэзии Клещенко считал «Москву кабацкую» С. Есенина. Поэтическая увлеченность познакомила его в 1936 с А. Ахматовой, а также с Б. Корниловым, который ввел его в круг литературной богемы и познакомил юного поэта со всеми злачными местами Ленинграда. В 1937 году Клещенко поступил на заочное отделение филологического факультета ЛГУ; сотрудник отдела литературы и искусства газеты «Смена». Первая публикация - в 1937. С 1938 года Клещенко входил в литературную группу «Смена» при Союзе писателей (руководитель А. Гитович; среди участников — В. Шефнер, И. Михайлов, А. Чивилихин, С. Ботвинник, Н. Новосёлов и др.). Программным для Клещенко стало стихотворение «Вийон читает стихи» (Литературный современник. 1940. №5-6. С.133). В дальнейшем на всех этапах своей жизни Клещенко сопоставлял свою судьбу с участью Франсуа Вийона. 13 февраля 1941 года по доносу Н. Новосёлова Клещенко вместе с тремя товарищами был арестован; не зная причин ареста, Клещенко продолжал считать его своим другом и в дальнейшем писал ему из заключения письма. Реальной виной Клещенко стало написание им ряда антисталинских стихов, изъятых у него при обыске; его подельникам вменялось в вину недонесение. Позднее был обвинён в создании контрреволюционной молодёжной фашистской организации, ориентированной на Германию и искавшей связь с «троцкистско-зиновьевским подпольем». 20 мая 1941 года Трибунал Ленинградского военного округа судил Клещенко по ст. 17 и 58-8 (подстрекательство к совершению террористического акта), 58-10 (антисоветская агитация и пропаганда) и 58-11 (организационная деятельность, направленная к совершению контрреволюционного преступления) УК РСФСР. «На суде Клещенко открыто заявил о своем протесте сталинской эпохе, признал себя виновным в том, что был поэтом, требовал освободить ни в чём не повинных ребят, проходивших по его делу» (Юность. 1989. №6. С. 62). Клещенко был приговорен к 10 годам заключения и 5 годам поражения в правах; приговор был утверждён определением Военной коллегии Верховного суда СССР от 27 июня 1941. В августе 1941 года Клещенко был этапирован в Севураллаг, затем отбывал заключение в Красноярском крае. Дважды пытался бежать, один раз организовал побег целому лагерю. После отбытия срока в 1951 году был оставлен художником в клубе, затем поселился в отстоящей на 25 километров заимке сторожить колхозное сено. Раз в месяц, приходя отмечаться в комендатуру, пополнял припасы и приносил на продажу «ковры» с нарисованными лебедями и томными красавицами. Осенью 1956 года Клещенко вернулся в Ленинград. Родители Клещенко и семья Б. И. Коплана погибли ещё в первую блокадную зиму и до осени 1961 года Клещенко не имел жилья. Вместе с семьёй жил на хуторах Ленинградской, Новгородской и Псковской областей. 20 августа 1957 года Клещенко был реабилитирован «за недоказанностью обвинения». Благодаря помощи А.И. Гитовича в свет вышли два стихотворных сборника Клещенко «Гуси летят на север» (Л., 1957) и «Добрая зависть» (Л., 1958), а также подготовленный им вместе с Л. Н. Гумилевым сборник переводов с китайского «Тибетские народные песни» (Л., 1958). В 1958 году Клещенко был принят в Союз писателей. Невозможность зарабатывать на жизнь поэзией вынудила Клещенко обратиться к прозе, сразу же обратившей на себя доброжелательное внимание критики. «Он много и с удовольствием стал работать, с легкостью перенесясь воображением в привычный для него мир тайги и небольших таежных поселков, где все за дальностью расстояния и времени стало полным поэзии, простым и понятным» (Распятые. С. 100). Рассказы Клещенко охотно стали публиковать как ленинградские (Звезда. 1958. № 4; 1959. № 2, 3, 9, 10; 1960. № 7; Нева. 1959. № 6), так и столичные (Новый мир. 1959. № 34) журналы; сборник «Избушка под лиственницами» (Л., 1959; переизд.: Л., 1961) сделал имя Клещенко известным в литературном мире. В 1961 году Клещенко впервые обзавёлся собственным жильем, получив квартиру в писательском доме. Первая половина 1960-х годов - расцвет творчества Клещенко. Вслед за повестями «Распутица кончается в апреле» (Звезда. 1961. № 5) и «Когда расходится туман» (Звезда. 1962. № 7) Клещенко пробует свои силы в приключенческой прозе для юношества (Без выстрела. Л., 1963); имя Клещенко становится известным в широких читательских кругах; сборники прозы Клещенко выдерживают несколько переизданий. Успех повестей Клещенко во многом обусловлен их тематикой: на фоне благополучной современной ему литературы, герои которой занимаются лишь нравственными исканиями да спорами о физике и лирике, советский читатель с изумлением узнавал о своих современниках-соотечественниках, которые трудятся в экстремальных природных условиях, воскрешающих в памяти жизнь героев Джека Лондона. «В повестях Клещенко действие происходит, как правило, в лесной глухомани, где каждый день жизни требует от людей немалых усилий физических и нравственных; ценность человеческой личности выявляется не в манерах и репутации, а в поступках; спрос с человека иной, чем в обжитых местностях с устоявшимся бытом» (Горышин Г. С.9). В 1963 году Клещенко переехал в Комарово на литературно-фондовскую дачу по соседству с А. Ахматовой. Летом уезжал в Заполярье рабочим геологоразведочных партий. Клещенко осознавал свою внутреннюю несовместимость с литературной средой Ленинграда конца 1960-х. По мнению современного критика, Клещенко «портил игру преуспевающим либералам, делавшим вид, будто все меняется к лучшему, хотя в лучшем случае не менялось ничего или менялось к худшему - таково было шестидесятническое двоемыслие, пышный ренессанс которого именуется гласностью» (Микушевич В. С.139). Дружеские отношения связывали Клещенко, помимо А. Ахматовой, с О. Берггольц, А. Гитовичем, В. Шефнером, И. Михайловым, Г. Горышиным; в целом же жизнь писательского мира была от него далека. В августе 1968 года Клещенко переехал в Петропавловск-Камчатский, где стал работать охотинспектором Елизовского района и завершил повесть «Это случилось в тайге» (Л., 1969). «Подолгу пропадал в тайге, где чувствовал себя полным хозяином. Осенью 1974 года он сильно простудился на промысле соболя. До ближнего поселка Ключи его напарник тащил больного Клещенко несколько десятков километров по таежному бездорожью на волокуше. Клещенко надрывно кашлял, очень ослаб. Но в больнице не оказалось нужного лекарства, а вертолет доставить его из Петропавловска-Камчатского не смог из-за разыгравшейся непогоды» (Распятые. С. 102) . Ослабший после перенесенного в тайге двустороннего воспаления лёгких Клещенко скончался в больнице села Ключи Елизовского района Камчатской области. Был похоронен в посёлке Комарово Ленинградской области близ могилы А. Ахматовой. Посмертно были переизданы два сборника прозы Клещенко и однотомник его стихов с предисловием В. Шефнера. Интерес к творчеству Клещенко вновь появился на рубеже 1980-1990-х, когда были опубликованы его антисталинские стихи и лагерная лирика. Подготовленный в 1990 году корпус поэтических текстов Клещенко «Вийон читает стихи» света не увидел. Неизданным остаются также и значительный по объему массив написанного им в камчатские годы (в т.ч. дневники). Несмотря на бесспорную значимость творчества Клещенко в истории русской литературы, оно никогда не являлось объектом изучения. Источник: 1) Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги. Биобиблиографический словарь. – М., 2006. – Том 2. С. 197-199.