Персоналии
Поликарп (Тугаринов) Петр Андреевич, 1806—8 февраля 1894 г.
Поликарп (Тугаринов) Петр Андреевич, 1806—8 февраля 1894 г.
ФИО
Поликарп (Тугаринов) Петр Андреевич
Годы жизни
1806—8 февраля 1894 г.
Биография
Сын ярославского священника Петр Андреевич Тугаринов родился в 1799 г. в Ярославле. Сын священника. В августе 1827 г. после окончания Ярославской семинарии поступил в Петербургскую духовную академию. В ноябре 1829 г., будучи студентом высшего класса, принял монашество, 15 ноября посвящен в сан иеродиакона. В январе 1830 г. был зачислен в состав 11-й духовной миссии в Китае. По приезде в Пекин сразу же занялся изучением восточных языков - китайского, маньчжурского и тибетского. В свидетельстве, выданном ему Советом миссии в октябре 1835 г., говорится, что он занимался "китайским языком, судя по времени, с успехом превосходным”, "маньчжурским - очень успешно и тибетским - хорошо". Уже в начале 30-х годов Тугаринов увлекся изучением буддизма. В 1833 г., после того как ему удалось приобрести уникальное собрание тибетских книг на китайском языке "Ганчжур" и "Данчжур", он занялся переводами отдельных сюжетов из буддийских трактатов. Однако из-за тяжелой болезни Тугаринов был вынужден раньше срока, в ноябре 1835 г., покинуть Пекин и вернуться в Россию. В январе 1838 г. он вновь поступил в Петербургскую духовную академию и окончил ее в июле 1839 г., получив степень магистра богословия (магистерская диссертация: «О причинах цветущего состояния церковного в IV христианском веке» (не издана)). Был назначен начальником 12-й миссии и возведен в сан иеромонаха (1 августа 1838 г.) и архимандрита со степенью настоятеля третьеклассного монастыря (16 августа 1838) . Получив назначение, Тугаринов занялся подбором членов своей миссии из числа людей, которых знал лично по учебе в академии. Двенадцатая духовная миссия, в состав которой входили В.П. Васильев, Палладий, без преувеличения была поистине уникальной, благодаря блестящему созвездию имен ее членов, отличающихся своими способностями и неиссякаемым трудолюбием. Это: иеромонах Иннокентий Немцов, иеродиакон Гурий Карпов, студенты И.О. Гошкевич, В.В. Горский и И.И. Захаров, врач А.А. Татаринов, художник К.И. Корсалин. Большинство из них стало востоковедами и оставило заметный след в отечественной и мировой науке XIX в., в истории дипломатии России на Востоке. В этом определенная заслуга Поликарпа (П. Тугаринова), сумевшего при комплектовании миссии сделать столь удачный выбор. Вскоре по прибытии в Китай многие члены миссии под влиянием П. Тугаринова, имевшего некоторый опыт в переводе буддистских сочинений, увлеклись буддологией. Этому способствовало и такое немаловажное обстоятельство, как наличие в библиотеке миссии упоминавшейся выше многотомной коллекции буддистских книг на китайском языке "Ганчжур” и “Данчжур”, создавшей превосходную источниковую базу для научных изысканий в стенах миссии. Дипломатическая деятельность П. Тугаринова была весьма насыщенной и плодотворной. На него как на главу миссии было возложено ответственное задание: не только информировать МИД России о состоянии китайского рынка, но и всемерно способствовать расширению русско-китайских торговых связей. Этот самородок-дипломат, выполняя поручения Азиатского департамента Министерства иностранных дел, весьма многого достиг и в деле урегулирования отношений 2-х государств, в том числе используя для этой цели отечественную книгу. Так, для закрепления дружбы с Китаем, по совету П. Тугаринова, Российское Министерство иностранных дел отправило столичную карту Российской империи в Китай и множество книг по астрономии, математике и медицине и учебники для маньчжурской школы, взамен получило только что изданную генеральную карту Китая. В 1840 году в следствие ходатайства Министерства иностранных дел Азиатского Департамента возведен в степень настоятеля первоклассного монастыря. В 1844 награжден орденом св. Анны III ст. с императорской короной. По возвращении из Китая 22 декабря был награжден орденом св. Владимира 3 ст. , пожизненной пенсией в 1500 рублей и "был поручен Министерством иностранных дел особенному вниманию Св. Синода". Ему предлагалось настоятельство в ставропигиальном Донском монастыре (Москва), затем достоинство викарного епископа, однако он, ссылаясь на расстроенное здоровье, просил уволить его на покой, выбрав для жительства Югский общежительский монастырь. Скромно жил там с 1851 года, не вступая в распри, происходившие в конце настоятельства игумена Варфоломея. Отмечается, что монахи иногда брали у него «для прочтения книги, которых у него было великое множество». После кончины Варфоломея в 1863 г. был избран более чем двумя третями голосов настоятелем пустыни и вскоре также назначен благочинным Рыбинского и Мологского соборов и Афанасьевского девичьего монастыря (по данным Морева "Мологского Афанасьевского и Рыбинского Софийского монастырей"). При нем была построена деревянная кладбищенская Ильинская церковь, сгоревшая в 1870 г. В 1877 г. перестроено здание подворья монастыря в Рыбинске., в 1881-1883 проведена реставрация интерьера теплого Успенского собора монастыря, перестроен южный корпус келий, включавший в себя настоятельские покои. Внимательно следил за благоустроенностью обители, большую часть своих средств (пенсии) жертвовал на украшение монастыря, в частности, на дополнение ризы Югской иконы Богоматери новым жемчугом и драгоценными камнями им было потрачено около 6 тысяч рублей. Был доступен для братии в любое время, постоянно изучал богословскую литературу, завел монастырский сад с кедровой рощей. До конца жизни при необходимости ходил в Рыбинск (17 км) пешком. За пять лет до кончины был награжден «наперсным крестом с драгоценными камнями из Кабинета Его Величества». Кузнецова Т.В. Предпосылки и пути проникновения русской книги в Китай (ХVII-ХIХ вв.) // Вестник Дальневосточной государственной научной библиотеки. – Хабаровск: ДВГНБ, 2000. – апр.-июнь № 2 (7). – С. 39-52.; июль-сент.; № 3 (8). – С. 75-104. Ипатова А.С. Письма архимандрита Поликарпа (из истории Российской духовной миссии в Пекине) // Проблемы Дальнего Востока, № 2. 1991. Ипатова А.С. Пекинские письма П. Тугаринова к Н.И. Любимову (40-е годы XIX в) // И не распалась связь времен... - М., 1993. – С. 164-185.