Сын ярославского священника Петр Андреевич Тугаринов родился в 1799 г. в Ярославле. Сын священника. В августе 1827 г. после окончания Ярославской семинарии поступил в Петербургскую духовную академию. В ноябре 1829 г., будучи студентом высшего класса, принял монашество, 15 ноября посвящен в сан иеродиакона. В январе 1830 г. был зачислен в состав 11-й духовной миссии в Китае. По приезде в Пекин сразу же занялся изучением восточных языков - китайского, маньчжурского и тибетского. В свидетельстве, выданном ему Советом миссии в октябре 1835 г., говорится, что он занимался "китайским языком, судя по времени, с успехом превосходным”, "маньчжурским - очень успешно и тибетским - хорошо". Уже в начале 30-х годов Тугаринов увлекся изучением буддизма. В 1833 г., после того как ему удалось приобрести уникальное собрание тибетских книг на китайском языке "Ганчжур" и "Данчжур", он занялся переводами отдельных сюжетов из буддийских трактатов. Однако из-за тяжелой болезни Тугаринов был вынужден раньше срока, в ноябре 1835 г., покинуть Пекин и вернуться в Россию. В январе 1838 г. он вновь поступил в Петербургскую духовную академию и окончил ее в июле 1839 г., получив степень магистра богословия (магистерская диссертация: «О причинах цветущего состояния церковного в IV христианском веке» (не издана)). Был назначен начальником 12-й миссии и возведен в сан иеромонаха (1 августа 1838 г.) и архимандрита со степенью настоятеля третьеклассного монастыря (16 августа 1838) . Получив назначение, Тугаринов занялся подбором членов своей миссии из числа людей, которых знал лично по учебе в академии. Двенадцатая духовная миссия, в состав которой входили В.П. Васильев, Палладий, без преувеличения была поистине уникальной, благодаря блестящему созвездию имен ее членов, отличающихся своими способностями и неиссякаемым трудолюбием. Это: иеромонах Иннокентий Немцов, иеродиакон Гурий Карпов, студенты И.О. Гошкевич, В.В. Горский и И.И. Захаров, врач А.А. Татаринов, художник К.И. Корсалин. Большинство из них стало востоковедами и оставило заметный след в отечественной и мировой науке XIX в., в истории дипломатии России на Востоке. В этом определенная заслуга Поликарпа (П. Тугаринова), сумевшего при комплектовании миссии сделать столь удачный выбор.
Вскоре по прибытии в Китай многие члены миссии под влиянием П. Тугаринова, имевшего некоторый опыт в переводе буддистских сочинений, увлеклись буддологией. Этому способствовало и такое немаловажное обстоятельство, как наличие в библиотеке миссии упоминавшейся выше многотомной коллекции буддистских книг на китайском языке "Ганчжур” и “Данчжур”, создавшей превосходную источниковую базу для научных изысканий в стенах миссии.
Дипломатическая деятельность П. Тугаринова была весьма насыщенной и плодотворной. На него как на главу миссии было возложено ответственное задание: не только информировать МИД России о состоянии китайского рынка, но и всемерно способствовать расширению русско-китайских торговых связей. Этот самородок-дипломат, выполняя поручения Азиатского департамента Министерства иностранных дел, весьма многого достиг и в деле урегулирования отношений 2-х государств, в том числе используя для этой цели отечественную книгу. Так, для закрепления дружбы с Китаем, по совету П. Тугаринова, Российское Министерство иностранных дел отправило столичную карту Российской империи в Китай и множество книг по астрономии, математике и медицине и учебники для маньчжурской школы, взамен получило только что изданную генеральную карту Китая.
В 1840 году в следствие ходатайства Министерства иностранных дел Азиатского Департамента возведен в степень настоятеля первоклассного монастыря. В 1844 награжден орденом св. Анны III ст. с императорской короной. По возвращении из Китая 22 декабря был награжден орденом св. Владимира 3 ст. , пожизненной пенсией в 1500 рублей и "был поручен Министерством иностранных дел особенному вниманию Св. Синода". Ему предлагалось настоятельство в ставропигиальном Донском монастыре (Москва), затем достоинство викарного епископа, однако он, ссылаясь на расстроенное здоровье, просил уволить его на покой, выбрав для жительства Югский общежительный монастырь. Скромно жил там с 1851 года, не вступая в распри, происходившие в конце настоятельства игумена Варфоломея. Отмечается, что монахи иногда брали у него «для прочтения книги, которых у него было великое множество».
После кончины Варфоломея в 1863 г. был избран более чем двумя третями голосов настоятелем пустыни и вскоре также назначен благочинным Рыбинского и Мологского соборов и Афанасьевского девичьего монастыря (по данным Морева "Мологского Афанасьевского и Рыбинского Софийского монастырей"). При нем была построена деревянная кладбищенская Ильинская церковь, сгоревшая в 1870 г. В 1877 г. перестроено здание подворья монастыря в Рыбинске., в 1881-1883 проведена реставрация интерьера теплого Успенского собора монастыря, перестроен южный корпус келий, включавший в себя настоятельские покои. Внимательно следил за благоустроенностью обители, большую часть своих средств (пенсии) жертвовал на украшение монастыря, в частности, на дополнение ризы Югской иконы Богоматери новым жемчугом и драгоценными камнями им было потрачено около 6 тысяч рублей.
Был доступен для братии в любое время, постоянно изучал богословскую литературу, завел монастырский сад с кедровой рощей. До конца жизни при необходимости ходил в Рыбинск (17 км) пешком. За пять лет до кончины был награжден «наперсным крестом с драгоценными камнями из Кабинета Его Величества».
Кузнецова Т.В. Предпосылки и пути проникновения русской книги в Китай (ХVII-ХIХ вв.) // Вестник Дальневосточной государственной научной библиотеки. – Хабаровск: ДВГНБ, 2000. – апр.-июнь № 2 (7). – С. 39-52.; июль-сент.; № 3 (8). – С. 75-104.
Ипатова А.С. Письма архимандрита Поликарпа (из истории Российской духовной миссии в Пекине) // Проблемы Дальнего Востока, № 2. 1991.
Ипатова А.С. Пекинские письма П. Тугаринова к Н.И. Любимову (40-е годы XIX в) // И не распалась связь времен... - М., 1993. – С. 164-185.
Читать далее