Персоналии
Сац Наталия Ильинична, 14 августа 1903 – 18 декабря 1993
Сац Наталия Ильинична, 14 августа 1903 – 18 декабря 1993
ФИО
Сац Наталия Ильинична
Годы жизни
14 августа 1903 – 18 декабря 1993
Биография
Родилась 27 августа 1903 г. в семье музыкантов в Иркутске. В 1904 г. семья переехала из Иркутска в Москву. Отец тесно сотрудничал с Художественным театром, в 1906 г. стал заведующим музыкальной частью. Друзьями дома были К. С. Станиславский, Е. Б. Вахтангов, В. И. Качалов и другие артисты МХТ, а также С. В. Рахманинов. Училась в частной гимназии Е. А. Репман. Играла в Драматической студии имени А. С. Грибоедова. Получила музыкальное образование — в 1917 г. окончила музыкальный техникум имени А. Н. Скрябина. Позже, в 1953 г., окончила театроведческий факультет ГИТИСа. С 1918 г., с пятнадцатилетнего возраста, заведовала детским сектором теамузсекции Моссовета. По её инициативе был создан первый театр с репертуаром для детей — Детский театр Моссовета (начал работу в ноябре 1918). С 1921 г. и до ареста в 1937 г. была директором и художественным руководителем Московского театра для детей (с 1936 — Центральный детский театр, с 1992 — Российский академический молодёжный театр). Стремясь расширить сферу художественного воспитания юного зрителя, вводила в репертуар симфонические концерты и музыкальные спектакли для детей (детская опера «Сказка о рыбаке и рыбке» Л. А. Половинкина (1935), симфоническая сказка «Петя и волк» С. Прокофьева (1936). В 1930-х гг. приглашали ставить спектакли за рубежом. Большой успех имели её постановки опер «Фальстаф» Дж. Верди в берлинском театре «Кролль-опера» (1931, дирижёр О. Клемперер), «Кольцо нибелунга» Р. Вагнера и «Свадьба Фигаро» В. А. Моцарта в Театре Колонн (1931, Буэнос-Айрес, Аргентина). Осенью 1937 г. была арестована как «член семьи изменника Родины»: её муж, Израиль Яковлевич Вейцер (1889–1938), народный комиссар внутренней торговли СССР, был арестован 3 ноября по обвинению в контрреволюционной деятельности. На допросах держалась стойко и не признала себя виновной ни в чём. В ходе следствия потеряла ребёнка, перенесла частичный паралич, но выстояла, проведя пять лет в Волжском ИТЛ. Об этапировании в Рыбинск и первых своих днях в Волголаге она впоследствии вспоминала: «Пассажирский поезд. Мне предоставляют отдельное купе второго класса. <...> Положили спать на мягкую полку, на чистые простыни, подушку, как обычного пассажира мягкого вагона. Интонация конвоиров более вежливая, чем прежде: всё же я удостоилась быть принятой самим народным комиссаром! Врагиня «люкс». <…> Вот и ворота Рыблага. Несколько людей, явно москвичей, узнали меня, и раздались приветственные возгласы: «Наркомша приехала...». Оказалось, что это были лагеря для так называемых «указников»: продавщиц магазинов, которые обвешивали покупателей, других комбинаторов торговой сети, а также нарушителей дисциплины. <…> Вскоре зашёл ко мне и начальник этого лагеря капитан Задоркин. Был со мной даже приветлив, заверил, что я буду отбывать срок, работая только по специальности. Вообще, я поняла, что поступило распоряжение об ослаблении для меня лагерного режима. <…> Однажды, к удивлению своему, я обнаружила, что в одном из доселе не замеченных мною бараков раздаются звуки различных музыкальных инструментов. Подошла к полуоткрытым дверям и увидела в разных углах большой и смежной с ней комнат музыкантов, игравших свои ежедневные упражнения. У меня даже дух захватило: настоящие профессиональные музыканты! <…> Оказалось, что во время нападения фашистов на Польшу эти музыканты в панике бросились в бегство, не взяв ни документов, ни вещей, не зная толком русского языка». С разрешения лагерного начальства Наталии Сац удалось организовать из семерых заключённых музыкальный ансамбль. Его участниками стал ударник Гарри Фуксман, скрипач Борис Шамшелевич, баянист Михаил Панкрухин, трубач Евгений Тимошенко, кларнетист Сергей Фетисов, скрипачи Николай Басенко и Виктор Ефимов. В сопровождении оркестра выступала Нелли Поль с театрализацией песен из кинофильма «Петер». Русские народные песни с успехом исполняла Рая А. Очень музыкальным оказался попавший в лагеря артист-комик Александр Жуков. Вскоре ансамбль был переименован в «Драмджаз под руководством Наталии Сац». Драмджазу были отведены в клубе три репетиционные комнаты. Всё время работали над новым репертуаром. Наталия Сац часто вела репетиции за пианино, сама аккомпанировала, заменяя подчас пояснения музыкой. В Переборы к Сац приезжали её родные. Благодаря настойчивости и «хождению» по кабинетам различных инстанций матери Наталии Ильиничны удалось добиться послабления режима для дочери — Наталия из общего барака переезжает жить в квартиру в Переборах. С началом Великой Отечественной войны джазовый оркестр поднимает настроение не только заключённым и жителям Перебор — он ездит по соседним лагерям, выступает перед бойцами Красной армии, в госпиталях. Вблизи Волголага был расположен аэродром 201-го авиационного полка. Несколько раз оркестр давал там концерты. Неподалеку находилась в то время и воинская часть артиллеристов-зенитчиков. Капитан Алесин попросил Наталию Ильиничну «поднять» там культработу. Поставили отрывки из «Свадьбы в Малиновке» Бориса Александрова, инсценированные песни. Отобрали восемьдесят человек и создали мужской хор зенитчиков. Работали каждый вечер, с азартом. В Переборах Наталия Сац ставила и детские праздники, новогодние ёлки. Сама писала сценарии, подбирала юных актёров. В конце 1942 года была освобождена. Однако разрешения находиться в Москве не имела, поэтому отправилась в Алма-Ату, где в то время в эвакуации находились многие ведущие артисты того времени. В столице Казахской ССР вновь принялась за своё любимое дело, и её усилиями в 1945 г. открылся первый в Казахстане Алма-Атинский театр юного зрителя (ныне Государственный академический русский театр для детей и юношества имени Н. Сац), который она возглавляла в течение 13 лет. В 1958 г. вернулась в Москву, руководила Всероссийским гастрольным театром, а затем — детским отделением Мосэстрады. В 1964 г. организовала и возглавила первый в мире Московский детский музыкальный театр (ныне Московский государственный академический детский музыкальный театр им. Н. И. Сац). Инициатор и, совместно с С. С. Прокофьевым, создатель музыкальной сказки для симфонического оркестра «Петя и волк». Гастролировала в Германии, Канаде, США. С 1981 г. преподавала в ГИТИСе, с 1984 — профессор. Защитила диссертацию на соискание учёной степени кандидата искусствоведения. Автор пьес, либретто детских опер и балетов, книг и статей по вопросам музыкального воспитания. Член Союза писателей СССР (1962). Наталия Сац умерла 18 декабря 1993 г. в Москве.