Персоналии
Архиповский Максим Федорович, 1784 - после 1848 года
Архиповский Максим Федорович, 1784 - после 1848 года
ФИО
Архиповский Максим Федорович
Годы жизни
1784 - после 1848 года
Биография
Максим Федорович Архиповский, сын Федора Михеева Архиповского (Агапова), самый знаменитый из династии иконописцев-староверов Архиповских. Имел родных братьев: старшего Василия и младшего Александра. Жил и работал в Романове-Борисоглебске Ярославской губернии. Дожил по крайней мере до 63 лет, то есть до 1848 года (хотя последний его подписной образец датирован 1845 годом). В «Алфавите жителей города», составленном Романов-Борисоглебской городской думой в 1848 году, он значится одним из первых иконописцев, «63-х лет, мещанин, старожил... женат на мещанской дочери Пелагее Ильиной Вагиной, 59-ти лет» . Максим Архиповский с женой жил в третьем квартале на Борисоглебской стороне, в каменном двухэтажном доме, купленном Пелагеей Архиповской. На плане города 1900-1914 годов видно, что третий городской квартал располагается в непосредственной близости от Воскресенского собора. До настоящего времени сохранились пять икон, имеющих надписи об авторстве М.Ф. Архиповского: «Благовещение» первой четверти XIX века из собрания И.В. Арсеньева, «Священномученик Афиноген в житии» 1824 года из собрания икон общины храма святителя Николая Чудотворца в Толмачах при Государственной Третьяковской галерее , «Апостол Иоанн Богослов в молчании» около 1826 года из коллекции И.В. Арсеньева , «Преподобный Исаакий Далматский, в житии» 1833 года из ГТГ и «Архангел Михаил, святитель Леонтий Ростовский и преподобный Иоанн Кущник» 1830-х годов из собрания русских икон при поддержке Фонда святого всехвального апостола Андрея Первозванного. В собрании ГИМ хранится несколько иконных образцов с подписями Максима Архиповского. З.П. Морозова замечает, что листы подписаны одинаковым почерком, вероятнее всего, самим мастером, по бумаге они датируются 1799-1805 годами и относятся к раннему ученическому периоду . В его образцах нет увлечения ювелирной проработкой деталей; они решены в достаточной мере обобщенно, как бы давая иконописцу простор для творчества. При сравнении прорисей «Архангел Михаил», «Иоанн Богослов в молчании» с одноименными сохранившимися иконами Максима Архиповского видно, что он пользовался иконными образцами как подсобным вторичным материалом, на основе которого, не удаляясь на опасное расстояние от традиции, мастер мог свободно импровизировать в живописи. Часть листов имеет надписание: «иконописцев Архиповских», что дает право предположить, что какое-то время семья работала единой артелью. Впоследствии же образцы были поделены между братьями . Важнейшее для понимания искусства Архиповских свидетельство содержится в исповедных ведомостях Воскресенского собора: «у исповеди не были за расколом» - это обо всем семействе. Несмотря на то, что пока не удалось установить, к какому толку староверия принадлежали Архиповские, их иконы и прориси выдают авторство мастеров-старообрядцев в ничуть не меньшей степени, чем архивные документы. Косвенно, из упоминаний Д.А. Ровинского, известно, что мастер работал по церковным заказам: «В Рыбинске в соборной церкви есть образ Югской Божией Матери с деянием…, с подписью: «Писал сей образ города Романова Борисоглебска иконописец Максим Федоров Архиповский, он же и Агапов» . Сейчас местонахождение иконы неизвестно. По предположениям И.Л. Хохловой (Рыбинский музей-заповедник) и Т.В. Котрелевой (НИИ РАХ) М.Ф. Архиповский является автором иконы "Благовещение" (РБМ 4678) из собрания Рыбинского музея-заповедника. В собственноручно исполненных подписях М. Архиповской называет также имена своих частных заказчиков: романов-борисоглебских купцов П.А. Горбунова и А.И. Трутнева. В 1824 году был написан образ священномученика Афиногена «по усердию Романовскаго купца Петра Афанасьевича Горбунова». П.А. Горбунов – один из богатейших и влиятельнейших горожан, владелец одной из двух романов-борисоглебских полотняных фабрик. По сравнению с небольшой фабрикой Х.А. Пятошина, располагавшей всего лишь семью станами, фабрика Горбунова уже в 1802 году была крупнейшей. Как писал о ней И.Д. Троицкий, заведена фабрика была с дозволения Государственной мануфактур-коллегии еще в 1765 году и досталась Горбунову по наследству. «В ней 350 станов, на коих вольнонаемными людьми вырабатывается в год фламского полотна 660, равендуку 5600 кусков, – всего на 78 420 рублей». Вторым заказчиком от купечества выступил городской кожевенный «магнат» Александр Иванович Трутнев, на чьи средства в 1833 году был написан образ преподобного Исаакия Далматского с житием. В начале XIX века из четырех кожевенных заводов Романова предприятие отца А.И. Трутнева по размаху производства было вторым после купца Евграфа Сушина: «завод купца Ивана Никифоровича Трутнева, деревянный, выстроенный в 1764 году о 18 чанах, на коих вольнонаемными людьми выделывается белых и красных яловочных 5000 кож, на 10000 рублей» . Заказчик иконы, вероятнее всего, приумножил дело отца, о чем не без гордости сообщено в надписи на иконе – «первой гильдии купца». Для бесспорного утверждения о принадлежности к старообрядчеству Петра Горбунова требуются дополнительные архивные поиски. Пока можно лишь предположить, что владелица моленной поповского толка мещанка Е.Н. Горбунова (Кудряшева) была с ним в родстве. О купцах же Трутневых доподлинно известно, что они являлись старообрядцами, и их молельня по богатству и древности икон была одной из первых в городе. Личности заказчиков икон Максима Архиповского, потомственных гильдейских купцов, лишний раз красноречиво свидетельствуют об элитарности его искусства. Несомненно, его по-настоящему драгоценное в своей миниатюрности письмо стоило дорого. Примечательно, что в надписи на обороте иконы 1826 года «Апостол Иоанн Богослов в молчании» Максим Архиповский тоже именуется купцом.
Коллеги! На сайте ведутся работы по его обновлению.