Персоналии
Василий Ярославский Всеволодович В.В.
Василий Ярославский Всеволодович В.В.
ФИО
Василий Ярославский Всеволодович В.В.
Биография
Василий и Константин были сыновьями первого удельного ярославского князя Всеволода Константиновича (1218 -1238), брата князя-мученика Василько Ростовского. Матерью братьев была Марина, дочь князя Олега Святославича Курского. Старший из сыновей, Василий Всеволодович, наследовал ярославское княжение в 1238 г. после гибели князя Всеволода в сражении с татарами на р. Сити. Зимой 1249 г. князь Василий прибыл во Владимир для встречи со своим родственником, великим князем Александром Невским, но внезапно заболел и скончался. Его тело было привезено в Ярославль и положено в Успенском соборе. Ярославским князем стал младший брат Константин Всеволодович, который, согласно историческому преданию, погиб в 1257 г. в битве с татарами на Туговой горе (сейчас в городской черте Ярославля) и был также погребён в соборе. Мощи обрели нетленными при разборке здания после пожара в 1501 г. Исходившие от них чудеса стали основанием для канонизации ярославских святых (после 1549 г.). Житие князей Василия и Константина написал между 1526 и 1533 гг. по благословению архиепископа Ростовского и Ярославского Кирилла монах Пахомий. Поскольку достоверных данных о новых чудотворцах сохранилось немного, Пахомий составил их жизнеописание по образцу более раннего жития ярославского князя Федора Ростиславича Черного. Житие Василия и Константина, написанное монахом Пахомием в первой трети XVI века, сообщает о страшной буре, которая началась при перезахоронении княжеских останков. Тогда мощи перенесли в деревянную церковь святых князей Бориса и Глеба, а затем вернули в обновленный Успенский собор. Ныне они, обгоревшие во время пожара 1744 года, почивают в Федоровском кафедральном соборе Ярославля. Память святых Василия и Константина Ярославских чтится 3/16 июля и 8/21 июня. На иконе из Рыбинского музея ярославские князья представлены в латах западного образца и в роскошных алых мантиях, подбитых горностаем. Они подобны римлянам и византийцам ― вдохновителям героев александровской эпохи. Венцы в руках Христа вызывают в памяти не страдания мучеников, а воинские триумфы. Сложные ракурсы, вычурные жесты, пышные складки драпировок и яркие цвета унаследованы от искусства барокко. Умело переданный блеск холодного металла, мягкость бархатных тканей говорят о профессионализме иконописца. На втором плане изображен ярославский Успенский собор, где хранились мощи чудотворцев ― третий по счету, построенный в 1659 году. Паперть-тамбур у его западного входа была пристроена в конце 1820-х ― начале 1830-х годов, что дает ориентир для датировки иконы. В рыбинском собрании хранится еще одна икона святых ярославских князей, почти идентичная публикуемой (РБМ 4512). Близкая икона есть и в Ярославском музее-заповеднике (ИК 1078). Возможно, при соборе существовала мастерская, писавшая на заказ иконы.
Коллеги! На сайте ведутся работы по его обновлению.