Персоналии
Баландин Василий Петрович, 1904-1973
Баландин Василий Петрович, 1904-1973
ФИО
Баландин Василий Петрович
Годы жизни
Биография
Баландин Василий Петрович родился 15 (28) декабря (по другим сведениям 15 (28) сентября) 1904 г. в поселке Лосиноостровский (ныне в черте Москвы) в семье железнодорожника. С детских лет начал работать разносчиком газет. С 1918 г. работал поденным ремонтным рабочим на станции Лосиноостровская Ярославской железной дороги. Окончил школу ФЗО. В 1922-1924 гг. учился на рабфаке Московского института путей сообщения (в 1924 г. этот институт был переименован в Московский институт инженеров транспорта). В 1925 г. вступил в ряды ВКП(б). В 1929 г. Баландин окончил Московский институт инженеров транспорта. По направлению транспортного отдела ЦК ВКП(б) работал на Туркестано-Сибирской железной дороге машинистом, дежурным по депо, затем на Муромском паровозоремонтном заводе монтером сборочного цеха, начальником планового отдела завода. В ноябре 1930 г. призван в ряды Красной армии и как военный производственник направлен на работу на Рыбинский моторный завод № 26. Работал сначала бригадиром сборщиков моторов, через год - начальником сборочного цеха. Первым в стране в 1936 г. внедрил в сборочном цехе конвейерную сборку моторов. В 1937 г. стал техническим директором, а в 1938 г. – директором Рыбинского моторного завода. В 1939 г. был делегатом ХVIII съезда ВКП(б). В 1939-1941 гг. работал заместителем Народного комиссара авиационной промышленности СССР, одновременно до 1940 г. оставался директором Рыбинского моторного завода. В начале лета 1941 г. подвергся необоснованному аресту, 40 дней провел в застенках НКВД, выпущен по личному распоряжению И.В.Сталина. В августе 1941 г. восстановлен на посту заместителя наркома и назначен директором Уфимского моторного завода № 384. В декабре 1941 г. завод, объединивший эвакуированные Рыбинский моторный завод № 26, два ленинградских завода-дублера (№ 234 и № 451), частично московский № 219, московское проектное бюро ЦИАМ, воронежское конструкторское бюро Добрынина и два уфимских завода – моторный (№ 384) и дизельный (№ 336), получил номер головного завода – 26-й (впоследствии стал называться Уфимским моторостроительным заводом). Под руководством Баландина было организовано крупное поточное производство двигателей М-105, М-105ПА, ВК-107А, ВК-107ПФ, ВК-108 для боевых самолетов Як-3, Як-9, Пе-2. 19 августа 1944 г. Постановлением Совнаркома СССР Баландину было присвоено воинское звание генерал-майора инженерно-авиационной службы. Указом Президиума ВС СССР от 16 сентября 1945 г. ему было присвоено звание Героя Социалистического Труда. Он руководил заводом до 1946 г. В 1946-1953 гг. работал заместителем, а в 1953-1957 гг. – 1-м заместителем министра авиационной промышленности СССР. В 1958-1970 гг. работал заместителем Председателя Госплана РСФСР. Награжден четырьмя орденами Ленина (1936, 1943, 1945, 1945), тремя орденами Трудового Красного Знамени (1954, 1964, 1969), орденом Красной Звезды (1939). Жил в Москве в знаменитом «Доме на набережной» с женой Наталией Ивановной и сыном Владимиром. Умер 28 марта 1973 г. в Москве, похоронен на Новодевичьем кладбище. На одном из зданий бывшего Уфимского моторостроительного завода (ныне — Уфимское моторостроительное производственное объединение) установлена мемориальная доска с горельефом В.П.Баландина. В микрорайоне Инорс Калининского района г. Уфы имя Баландина носит бульвар.