Персоналии
Сухово-Кобылин Александр Васильевич, 1817 - 1903
Сухово-Кобылин Александр Васильевич, 1817 - 1903
ФИО
Сухово-Кобылин Александр Васильевич
Годы жизни
Биография
Из старинной дворянской семьи. С детства оказался близок к литературным кругам — в московском доме его отца бывали журналист и философ Николай Петрович Надеждин, историк и публицист Михаил Петрович Погодин, поэт Семен Егорович Раич. Обучался на физико-математическом отделении философского факультета Московского государственного университета. Там на конкурсе за свое сочинение «О равновесии гибкой линии с приложением к цепным мостам» получил золотую медаль. Продолжил получать образование в высших учебных заведениях Гейдельберга и Берлина. Серьезно увлекался немецкой философией, в частности, с большим интересом посещал лекции Гегеля. Путешествуя по Франции, в 1841 г. Сухово-Кобылин познакомился с модисткой Луизой Симон-Диманш, роман с которой стал одним из важнейших событий в его жизни. Отношения пары продолжались около 10 лет и имели неровный характер. Сухово-Кобылин купил для своей возлюбленной дом в Москве и сделал ее управляющей винной лавки. Тем не менее, в 1850 г. он увлекся блестящей замужней красавицей Надеждой Ивановной Нарышкиной. Луиза Симон-Диманш не скрывала своей ревности к ней. В результате, когда в ноябре 1850 г. она оказалась убита при загадочных обстоятельствах, первым на кого легла тень обвинения, оказался Сухово-Кобылин. Расследование дела продолжалось 7 лет, в ходе него он дважды находился под арестом. В результате громкого скандала светское общество отвернулось от Сухово-Кобылина. Он же, чтобы отвлечься от мрачных мыслей, приступил к созданию свой первой пьесы «Свадьба Кречинского» (1850-1854). Помимо тягостных тюремных переживаний в ее основу вошли также воспоминания о поездке в принадлежавшее ему имение в селе Новом Мологского уезда Ярославской губернии. По словам писателя В. А. Гиляровского, «именно в Ярославском крае Сухово–Кобылин познакомился с людьми, черты характера которых он передал своим героям Муромскому, Кречинскому и Расплюеву». В 1856 г. «Свадьба Кречинского» была поставлена на сцене Малого театра, и вызвала всеобщий восторг публики. Критики отмечали талантливо очерченные автором характеры, занимательную интригу и неподдельный, живой юмор пьесы. В 1858 г. судебные обвинения против Сухово-Кобылина были сняты. Он вновь уехал за границу, и, находясь в Париже, написал драму «Дело» (1861). Встретившись со своей бывшей возлюбленной Надеждой Нарышкиной, которая к тому времени была замужем за известным французским писателем Александром Дюма-младшим, обсуждал возможность постановки своих пьес за границей. После возвращения в Россию он поселился в имении Кобылинка в Тульской губернии, там появилась его третья пьеса — комедия-шутка «Смерть Тарелкина» (1869). В совокупности с первой пьесой они представляли собой трилогию, объединенную общей проблематикой и стилистикой написания. В 1869 г. все произведения были изданы под общим названием «Картины из прошлого». Драматический памфлет «Квартет» так никогда и не был опубликован, хотя некоторое время драматург думал сделать его частью текста «Дела». Как и множество дворян XIX в., занимавшихся художественным творчеством, Сухово-Кобылин продолжал считать себя дилетантом. Поэтому он держался несколько в стороне от литературной жизни эпохи, будучи знаком лишь с немногими из коллег. Среди них, например, были Н. В. Гоголь, Н. А. Некрасов, Л. Н. Толстой. По своим политическим взглядам драматург отличался консерватизмом. Его приверженность патриархальному укладу нашла выражение, например, в попытках усовершенствовать организацию своего имения в мологском селе Новое. В 1871 г. он учредил здесь по совету педагога К. Д. Ушинского учительскую семинарию, которая работала до 1914 г. и выпустила сотни учителей. Одним из учеников этого учебного заведения впоследствии стал выдающийся художник Ефим Честняков. До конца своих дней Сухово-Кобылин сохранял общественную активность. В 1850-х годах он создал в имении Воскресенское под Москвой скаковую конюшню и конный завод чистокровного направления. В 1900 г. он участвовал в торжествах в Ярославле, проводимых в честь основателя русского театра Ф. Г. Волкова. В 1902 г. ему было присуждено звание почетного академика по разряду изящной словесности. Личная жизнь писателя не сложилась. В 1859 г. он женился на француженке Мари де Буглон, но через год после свадьбы она скончалась от туберкулеза. В1868 г. он заключил брак с англичанкой Эмилией Смит, однако не прошло и года, и она также умерла. До конца жизни Сухово-Кобылин сохранял теплые отношения со своей дочерью Луизой Вебер (1851-1935), рожденной от Надежды Ивановны Нарышкиной. Умер драматург на своей вилле на Лазурном берегу Франции, в городке Болье-сюр-Мер, что недалеко от Ниццы. Эту страну он очень сильно любил и считал своей второй родиной. Сухово-Кобылин был одним из крупнейших российских драматургов XIX в. По мнению выдающегося поэта А. А. Блока, в его творчестве соединились социально-бытовой реализм пьес А. Н. Островского и романтическим максимализм сатирических стихотворений М. Ю. Лермонтова. Его художественная манера также во многом находилась под влиянием так называемой натуральной школы, особенностями которой были гиперболическая типизация и символический потенциал сатирических образов. Помимо этого, ему была близка традиция французского театра, с его композиционной изобретательностью интриги, системой амплуа действующих лиц, остроумным построением диалогов. Сам писатель уделял большое внимание общественной значимости своих произведений. Он отмечал: «Авторство (или творчество) есть способность развить в себе напряженность, переполненность, избыток электричества, заряд; этот заряд превратить в представление или мысль; мысль излить на бумагу <...> и такой общественный акт духа сдать в кассу Человечества». Современные литературоведы отмечают роль Сухово-Кобылина в процессе становления традиций театра абсурда в России. В историю развития философской мысли он вошел как один из представителей течения “русского космизма”.