Персоналии
Вегенер Александр Николаевич, 1882-1927
Вегенер Александр Николаевич, 1882-1927
ФИО
Вегенер Александр Николаевич
Годы жизни
Биография
Родился в Рыбинске, в семье офицера. Окончил Псковский кадетский корпус, затем Николаевское инженерное училище в Петербурге. Участник Русско-Японской войны 1904-1905 годов. В 1911 году прошел обучение в воздухоплавательной школе, стал военным летчиком. Накануне Октябрьской революции имел звание полковника. При советской власти организовал Летный отдел Центрального аэрогидродинамического института /ЦАГИ/. В 1922 году назначен начальником Академии Воздушного флота им. Н.Е.Жуковского. Автор восьми книг по аэронавигации. В 1927 году обвинен в измене Родине и расстрелян. 3 июня 1892 года в Рыбинске, в семье потомственных дворян Ярославской губернии родился будущий первый начальник Академии Воздушного флота Советской России, летчик и авиаконструктор Александр Вегенер Мать, Варвара Платоновна (урожденная Мамонова), была дочерью русского дворянина. Судьба ребенка была определена его отцом. Николай Густавович Вегенер, обрусевший немец, был кадровым офицером, полковником в отставке, участником Русско-турецкой войны 1877–1878 годов. И Александра направили на учебу в Псковский кадетский корпус. Затем – учеба в Николаевском инженерном училище Санкт-Петербурга, и в 20 лет молодой Вегенер – подпоручик 1-го Кавказского саперного батальона. Он участвовал в Русско-японской войне, сражался в боях в районе Мукдена, где в феврале 1905 года был ранен. В 1906 году Вегенер окончил офицерский класс Учебного воздухоплавательного парка, в 1910 году – Николаевскую инженерную академию (ныне Военный инженерно-технический университет) в Санкт-Петербурге, в 1911 году – Авиационный отдел Офицерской воздухоплавательной школы (первый выпуск). Вегенер учился летать у «пионера авиации» Юрия Ульянина. Летом 1911 года капитан Александр Вегенер, заведующий практическими занятиями в Гатчинской школе авиации, построил биплан Вегенера-1. По схеме самолет был похож на «Фарман-IV», но имел закрытые обтекателем места двух человек – ученика и инструктора – с выключаемым управлением ученика (возможно, впервые в мире), а также некоторые конструктивные улучшения. Самолет использовался в школе в качестве учебного. Весь 1912 год Вегенер провел во Франции, практикуясь на авиационных заводах и школах. В 1913 году командирован в Англию для участия в специальных опытах по стрельбе с аэропланов. С начала Первой мировой войны командовал 14-й воздухоплавательной ротой 9-й армии, отличился при обороне Ивангорода, в 1915 году – командир авиационной роты 4-й армии. В 1916 году полковника Вегенера назначают начальником Главного испытательного аэродрома, а в 1917 году – начальником Главного аэродрома Херсона. 23 февраля 1918 года потомственный дворянин и офицер вступил в Красную Армию. В этом же году при Управлении Военного Воздушного флота был создан совет Главного аэродрома, председателем которого Вегенер и был назначен. С 1919 года он участвует в создании и работает преподавателем в Киевской школе авиационных техников-механиков КВФ Украины, затем – в Главвоздухофлоте, а когда 7 июля 1920 года при Главном Управлении Воздушного флота создается летный отдел, становится его начальником. 30 сентября 1919 года Вегенер был избран членом коллегии летного отдела ЦАГИ. В 1920–1923 годах работал в Главном Управлении Воздушного флота и одновременно был постоянный членом комиссии при Особом совещании Реввоенсовета СССР. 23 сентября 1922 года назначен первым начальником Академии военно-воздушного флота РККА им. Жуковского. В 1922– 1927 годах Вегенер – профессор, начальник кафедры аэронавигации, старший руководитель ВВА им. Н. Е. Жуковского. Он опубликовал 8 книг и более 10 статей в журналах по вопросам аэронавигации, воздушных сообщений, оборудования аэродромов, летных испытаний самолетов. 10 июня 1927 года Александр Вегенер был арестован. 29 августа Коллегия ОГПУ по обвинению в контрреволюционной деятельности приговорила его к расстрелу. Приговор был приведен в исполнение 2 сентября 1927 года. Александр Вегенер реабилитирован в 1993 году. Похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище. Военная энциклопедия под редакцией В. Ф. Новицкого, издаваемая в 1911-1915 годах, так писала о состоянии тогдашней авиации: «Аэропланы существуют самых разнообразных систем, но для военной целей предпочитают последние образцы Фармана (биплан) и Блерио (моноплан), а в России разрабатываются новые системы Гаккеля и инженер-капитана Вегенера (бипланы). Установить наличное число их нет никакой возможности, т. к. оно весьма быстро меняется. Во всяком случае, по числу аэропланов и летчиков на первом месте стоит Франция, имеющая сейчас до 200 аэропланов, затем – Россия, имеющая около 100 аэропланов и на 3-м месте – Германия. В отношении воздухоплавательных средств наиболее всего обеспечены Франция, затем Германия, а потом следуют Россия, Англия, Австрия, Италия и др.».