Родился в семье потомственных дворян Костромской губернии. В 1867 с серебряной медалью окончил Ярославскую гимназию. Выпускник медицинского факультета Императорского Московского университета (специальность — врач-офтальмолог). В год окончания университета (1872) был определён земским врачом в Мологский уезд Ярославской губернии. Будучи старшим ординатором 78-го военно-временного госпиталя, принимал участие в русско-турецкой войне 1877—1878 годов. 28 сентября 1877 года получил свидетельство Императорского Московского университета об успешном прохождении практического испытания на степень доктора медицины.
С 18 октября 1879 года Р. — врач Васильевского участка Шуйского земства Владимирской губернии. 25 ноября 1880 года особым постановлением Мологской городской Думы был назначен общественным врачом города Мологи.
Именно здесь Р. проявил максимум своих неординарных профессиональных и организационных качеств. В частности, довольно скверная на тот момент городская лечебница была им за короткое время преобразована в образцовое медицинское учреждение. Одновременно им была проведена огромная работа в области профилактики и санитарного просвещения мологжан: весь город был разделён на санитарные участки, а каждой семье выданы санитарные книжки, в которых записывались все заболевания членов семьи в течение года; также были заведены оспопрививательные карточки и карточки рождаемости и смертности. Помимо этого, Р. неоднократно читал лекции на темы санитарного просвещения, а при городской лечебнице организовал бесплатную библиотеку с большим фондом популярных медицинских брошюр (в том числе, написанных самим Р.)
Для обеспечения города и уезда свежим детритом он организовал при городской лечебнице телятник, а для борьбы с заразными болезнями — особый санитарный отряд.
В 1889 году Р. оставил городскую службу и был избран мологским врачебно-санитарным попечителем с функциями общего руководства медицинской частью в городе. Одновременно он сосредоточился на своей основной специальности, открыв в своём доме бесплатную глазную лечебницу с постоянными кроватями для беднейших жителей города и уезда.
Особое место в обширной общественной деятельности врача Р. занимала также работа с городской молодёжью, в частности, развитие в её среде физкультуры и спорта. В итоге, в Мологе появилась первая в России детско-юношеская спортивная школа, названная в честь главного её спонсора купца 1-й гильдии П.М. Подосёнова Подосёновской Гимнастической школой.
Исключительно благодаря Р. Молога смогла принять участие в I-й Всероссийской гигиенической выставке 1893 года, и по её результатам мологские городские власти были награждены (наряду с варшавскими и одесскими) высшей наградой — Почётным дипломом. Р. было присвоено звание почётного гражданина города Мологи.
Часто расходов на свои «затеи» и начинания Р. покрывал либо из своих личных средств, либо обращался к жертвователям. Например, почти все деньги от своей частной врачебной практики он употреблял или на общественные медицинские нужды, или вносил в городскую управу на увеличение капитала, устроенного для улучшения постановки медицинского дела в городе Мологе. Кроме того, Р. удалось собрать по подписке капитал для выдачи премий за лучшие проекты устройства городских домов, удовлетворяющих требованиям гигиены.
В 1895 году Р. покинул город Мологу. Одна из возможных причин, заставивших его предпринять этот шаг — отсутствие команды настоящих единомышленников и финансовая неспособность местных властей полностью обеспечивать потребности предпринятых Р. инициатив.
Не подлежит сомнению, что широта и серьёзность предпринятых Р. санитарно-медицинских мер в небольшом и небогатом провинциальном городе поразительны. Р., несомненно, — яркий образец гражданственности и подлинного служения делу.
Однако сам Р. отзывался впоследствии о результатах своей деятельности в Мологе очень пессимистично. В частности, в 1909 году он писал Николаю Александровичу Морозову: «следы моего пребывания в Мологе не могут дать оснований для верной оценки. Всю мою мологскую деятельность считаю плодотворной, но где же эти плоды, когда и следы-то скоро сотрутся? Я же должен сказать, что 15 лучших моих лет жизни я извёл в Мологе, но затеи не ко времени, не к месту, не к силам и средствам; словом трудился, как мартышка с чурбаном. В результате — неврастения и на её почве ряд отчаянных глупостей, эксцессов и непоправимых ошибок, да горький осадок в воспоминаниях».
Тем не менее, в памяти мологжан Р. остался, как «опытный добрый доктор и идейный общественный работник». С большим пиететом к нему относилась и А.Н. Глебова-Михайловская, автор беллетризованных воспоминаний о жизни Мологи в начале XX в.
Положительные отзывы о научно-практической и общественной деятельности Р. впоследствии давали и его коллеги — крупные специалисты в области отечественной офтальмологии профессор С.С. Головин (1866—1931), академик М.И. Авербах (1872—1944), нарком здравоохранения Н.А. Семашко (1874—1949).
Именно в мологский период своей жизни (1880–1895 годы) Р. женился. Жена — дворянка Лидия Николаевна (урожд. Чистякова; ? — 1892). Дети: Ольга (7 января 1876 года — ?), Владимир (24 ноября 1879 — 1905?), Вячеслав (7 июля 1882 — ?) , Юрий (14 сентября 1883 — 19 февраля 1947), Надежда (31 июля 1886 — ?).
Оставив осенью 1895 года Мологу, Р. по приглашению тульского губернского земства переехал в Тулу и в качестве губернского окулиста возглавил только что открытую глазную больницу.
Здесь ему было суждено стать первым организатором системной глазной помощи населению на Тульской земле. Поскольку в то время в уездах отсутствовали свои местные окулисты, Р. предложил закрывать на лето губернскую глазную больницу и формировать из неё особый «летучий» глазной отряд, который бы за лето посещал по два разных уездных города Тульской губернии. Таким образом устанавливалась более или менее тесная связь между уездами и специалистами тульской глазной больницы. Наплыв больных в эти «летучие» отряды был огромный: кроме обширной амбулатории, на койках нередко лежало от 80 до 100 человек.
В это время Р., пожалуй, был одним из самых популярных врачей в Тульской губернии. Больные шли к «Василичу» не только как к знающему специалисту, но и к человеку, который всегда уважительно относился ко всякому больному, не взирая на общественное положение и уровень доходов. Как и некогда в Мологе, в тульский период своей жизни Р. активно популяризировал медицинские знания, распространяя среди населения листовки и брошюры, часто издаваемые за его личный счёт.
В то же время, последствия сверх напряжённой работы с массой пациентов (иногда по 13—14 часов бессменно) не заставили себя ждать: уже в мае 1902 года, во время работы в «летучем» отряде в городе Богородицке Тульской губернии, Р. постиг удар — тяжелейшее кровоизлияние в спинной мозг. Врач был почти полностью парализован.
Впрочем, сделавшись неработоспособным в физическом смысле, он продолжал напряжённую умственную работу. За время своей болезни Р. написал и опубликовал ещё несколько специальных статей и брошюр.
Уже в июне 1902 года, исходя из «самоотверженной работы доктора Р. и в виду его полной инвалидности», Тульское губернское земство установило ему пенсию в размере получаемого жалования. Впрочем, уже через три года по настоянию тульского губернатора Шлиппе В.К. эти выплаты были уменьшены до 100 рублей в месяц. Исключительно на эти очень небольшие деньги вторая жена Р. — Генриетта Карловна (урожд. Смидович) — самоотверженно ухаживала за ним несколько лет. 9 декабря 1915 года он скончался.
Современники отмечали, что главной чертой врача Р. были прямота характера и стойкость убеждений. Относительно всего у него имелся свой собственный оригинальный взгляд. Он редко шёл проторенными путями и всю свою жизнь провёл в искании новых путей. Жизнь Р. интересна, как яркий опыт того, как нужно жить и работать на общественном поприще.
Будучи блестящим офтальмологом-практиком, активным общественным деятелем и популяризатором медицинских знаний среди простого народа, он так и не получил настоящего и должного признания на государственном уровне. За годы службы ему было пожаловано лишь звание Почётного гражданина города Мологи, тёмно-бронзовая медаль в память Русско-турецкой войны 1877–1878 годов и самый младший из российских орденов — Св. Станислава 3-й степени. Его имя отсутствует в универсальных и специализированных энциклопедиях, и лишь вскользь упоминается в отдельных краеведческих публикациях.
Соч.: Реферат доклада В.В. Рудина «Об опыте применения антропометрии к делу физического воспитания в Подосёновской гимнастической школе города Мологи» // VIII-й съезд русских естествоиспытателей и врачей в Санкт-Петербурге 28 декабря 1889 7 января 1890 гг. СПб., 1890. Отдел. 8. География и антропология. С. 6 [746]; Санитарное устройство города Мологи: Объяснительная записка к экспонатам на 1-й Всероссийской гигиенической выставке 1893 года. Рыбинск, 1893. 13 с.; Заразные болезни, их признаки, уход за больными, средства уберечься от заразы: Руководство для простого народа. Рыбинск, 1892. 32 с.; Действие бани против заразы и подвижная дезинфекционная камера-баня: Популярный очерк. Рыбинск, 1893. 11 с.; Что нужнее: гимнастика, спорт, игры или физический труд для физического образования? Рыбинск, 1893. 14 с.; Антропологические наблюдения в школе физического развития в городе Мологе // Труды V-го съезда общества русских врачей в память Н.И. Пирогова. СПб., 1894. Т. 1; Об оперативном лечении xerohtalmus’а с демонстрацией оперированной // Труды V-го съезда общества русских врачей в память Н.И. Пирогова. СПб., 1894. Т. 1; Болезни глаз и слепота: По данным поголовного осмотра в Мологском уезде (Ярославской губернии) и в Области Войска Донского: Медико-статистическое и антропометрическое исследование: Диссертация на степень доктора медицины. СПб., 1895. 128 с.; Болезни переднего отдела глаза: Практическое руководство для фельдшеров. Тула, 1898. 77 с.; Действие бани против заразы и вообще на здоровье. Тула, 1899. 14 с.; О влиянии русской паровой бани на кровообращение в сетчатой оболочке глаза человека. Казань, 1899. 12 с.; Pyoctaninum coeruleum при трахоме и других инфекционных заболеваниях глаза. Киев, 1900. 6 с.; Врачебный календарь для всех на 1904 год / Изд.-ред. доктор медицины В.В. Рудин. Тула, 1903. 80 с.; Предохранительные очки при обработке твёрдых материалов, требующей напряжения зрения. М., 1905. 5 с.; Гигиенические этюды. Тула, 1906. 47 с.; Слепота и борьба с нею: Общедоступный очерк. Тула, 1908. 39 с.; О том, как сохранить здоровье: Книжка для чтения в школе и деревне. Тула, 1912. 70 с.
Библ.: Глебова-Михайловская А.Н. Сёстры Горбовы. СПб., 2012. С. 68—69; Доктор Всеволод Васильевич Рудин: [некролог] // Тульская молва. 10 декабря 1915. № 2423; Клопов А.С. Мартышка и чурбан. О враче Всеволоде Рудине, его Гимнастической школе в городе Мологе и купце П.М. Подосёнове // Углече Поле. 2013. № 5 (20). С. 60—67; Нестеров Ю.А. Молога — память и боль. Яр., 1991. С. 20—22; [О Мологской Подосёновской гимнастической школе] // Врач. 1893. № 41; Подосёновская Гимнастическая школа (Манеж) // Мологский календарь на 2006 год. Рыбинск, 2006. С. 39; Романов Д.В. Рыбинск в судьбах замечательных людей. Рыбинск, 1997. С. 11.
Архивные источники: ГАРФ. Ф. А-539. Оп. 3. Д. 6555. Лл. 1—14об; Архив Российской Академии наук. Ф. 543. Оп. 4. Д. 1598. Лл. 1—3об; РбФ ГАЯО. Ф. 205. Оп. 1. Д. 3504. Л. 1; РбФ ГАЯО. Ф. 206. Оп. 1. Д. 634. Лл. 1—56об; РбФ ГАЯО. Ф. 206. Оп. 1. Д. 687. Лл. 1—17об; РбФ ГАЯО. Ф. 206. Оп. 1. Д. 775. Лл. 1—7об; РбФ ГАЯО. Ф. 206. Оп. 1. Д. 1090. Лл. 1—2об; РбФ ГАЯО. Ф. 206. Оп. 1. Д. 858. Лл. 1—542об; РбФ ГАЯО. Ф. 206. Оп. 1. Д. 1284. Лл. 1—2; РбФ ГАЯО. Ф. 206. Оп. 1. Д. 1294. Лл. 27—28об; РГИАХМЗ. Ф. 429. Оп. 3. Д. 2. Лл. 71об—72. № 912.
Читать далее