Колесов Петр Алексеевич родился 1 (14) января 1917 г. (по официальным документам 17 августа 1915 г.) в селе Емельяново Тверской губернии. Это был младший, седьмой ребенок в семье сельского учителя Алексея Семеновича Колесова и его жены домохозяйки Екатерины Петровны. Петр окончил сельскую школу, а затем школу-семилетку в Калинине. Чтобы можно было начать работать сразу после окончания семилетки, один из близких родственников в справке из сельсовета добавил ему полтора года. В 1931 г. Петр поступил на конструкторские курсы Глававиапрома в Москве. В марте 1932 г. был направлен на работу в Центральный институт авиационного моторостроения (ЦИАМ) техником-конструктором. В 1935 г. поступил на моторный факультет Московского авиационного института им. Серго Орджоникидзе. Параллельно с учебой в 1940-1941 гг. работал инженером-конструктором завода № 33 г. Москвы. В марте 1941 г. после окончания МАИ был направлен инженером-конструктором в Воронеж, в опытный отдел моторного завода № 16, где под руководством В.А.Добрынина строился авиадвигатель М-250. Осенью того же года это КБ эвакуируют в Уфу, оно стало называться ОКБ-250. По указу министра авиационной промышленности от 6 сентября 1943 г. КБ переводится из Уфы в Рыбинск на завод № 36 и переименовывается в ОКБ-36 (ОКБ В.А.Добрынина). В 1943-1944 гг. П.А.Колесов работал конструктором конструкторского отдела, в 1944-1946 гг. – начальником конструкторской бригады. В 1946 г. был назначен ведущим конструктором, руководителем группы кривошипно-шатунного механизма и картера – сложнейших узлов поршневого мотора. Когда началась доводка комбинированного поршневого мотора ВД-4К, стал его ведущим конструктором. В 1951 г. за эту работу в числе других работников Рыбинского КБ был удостоен Сталинской премии первой степени. С 1954 г. работал над семейством турбореактивных двигателей. В 1956 г. назначен начальником конструкторского бюро КБ. В 1959 г. назначен заместителем главного конструктора. В 1960 г. назначен главным конструктором Рыбинского конструкторского бюро моторостроения (РКБМ). В 1972-1976 гг. – главный конструктор первой степени, в 1976-1984 гг. – главный конструктор первой степени, заместитель генерального директора. Руководил КБ в период получения задания по двигателю РД-7М-2 (1960 г.), заказанному для первого отечественного сверхзвукового ракетоносца (1800 км/час). За этим двигателем последовали РД36-41 – для самолета Т-4 с длительной крейсерской скоростью 3000 км/час, РД36-51А – для первого отечественного сверхзвукового пассажирского самолета Ту-144Д, РД36-51В – для первого отечественного сверхвысотного самолета М-17 («Стратосфера»), большое семейство подъемных и бустерных двигателей, создававшихся по личной инициативе П.А.Колесова и примененных на самолетах П.О.Сухого, А.И.Микояна, А.С.Яковлева, О.К.Антонова, А.К.Константинова. В 1966 г. за особые заслуги в отечественном моторостроении награжден орденом В.И.Ленина. Результаты деятельности оценены также присуждением двух Государственных премий СССР (в 1971 и 1979 гг.), награждением еще одним орденом В.И.Ленина (в 1971 г.), орденом Октябрьской Революции (в 1976 г.), орденом Трудового Красного Знамени (в 1957 г.), медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», другими наградами. В 1971 г. получил степень доктора технических наук, в 1976 г. – звание профессора. П.А.Колесов – автор 43 изобретений и ряда научных трудов. Имел звание почетного авиастроителя. В 1984 г. он оставил пост главного конструктора. До 1995 г. продолжал работать в КБ в должности ведущего конструктора, старшего научного сотрудника, научного консультанта. В 1990-е гг. переехал в Москву. Состоял в браке с Колесовой (в девичестве Давыдовой) Надеждой Максимовной. Дети: Колесов Михаил Петрович и Богачева (в девичестве Колесова) Кира Петровна. Умер 29 июля 2004 г. Похоронен на Перепечинском кладбище Москвы.
Читать далее