Персоналии
Евреинов Дмитрий Петрович
Евреинов Дмитрий Петрович
ФИО
Евреинов Дмитрий Петрович
Годы жизни
Биография
Получив у первого пароходчика в России Чарльза Берда (1766-1843) согласие на строительстве пароходов на Волге, мологский помещик Дмитрий Петрович Евреинов в середине 1819 г. заложил в селе Юршино Рыбинского уезда три корпуса будущих судов. Как и Ч. Берд, Д. П. Евреинов для своего первого парохода «Волга» использовал корпус обычной волжской баржи. Баржи отличались хорошей грузоподъёмностью, прочностью и долговечностью, а их строительство было хорошо освоено местными мастерами. По своим размерам пароход «Волга» был немного больше бердовского; он имел длину 24,6 м; ширину 6,4 м; осадку среднюю 1,3 м. Высота борта от основной плоскости 2,7 м. Расположение гребных колёс бортовое, каждое имело по 7 плиц, диаметр каждого колеса 4,5 м. На судне было установлено две машины конструкции Д. Уатта, изготовленные на заводе Ч. Берда, каждая мощностью по 30 л. с. Они были рассчитаны на параметры пара низкого давления, имели маховики и низкое расположение балансира. Скорость хода поршня позволяла крутить коленчатый вал со скоростью около 15 об/мин. Обе машины обеспечивались паром от одного котла сундучного типа. В общем, пароход сразу заполучил все "детские болезни" своих предшественников. Паросъём был низок, поэтому бывало, что машины, сделав 2-3 оборота, на некоторое время замирали, потом нехотя продолжали работу, опять останавливались. Но так или иначе, пароход всё же пошёл. На реке Мологе его впервые увидели в апреле 1820 г. Цилиндры паровых машин "Волги" имели диаметр 62 см и длину 91 см, то есть ход поршня был приблизительно равен диаметру цилиндра. Отсюда можно предположить, что отсечка пара производилась на половине длины хода поршня. Двухкратное расширение пара должно было сделать эти машины экономичными, но, видимо, как и в Америке, наши механики предпочитали подавать пар в цилиндр на всём протяжении хода поршня, этим можно объяснить остановку машин после нескольких оборотов. В общем, механикам Д. П. Евреинова предстояло заняться регулировкой двигателей и модернизацией котельной установки, чтобы максимально повысить их КПД. Другой новинкой парохода «Волга» были шпили якорного устройства с механическим приводом от паровых машин. Здесь конструкторы шли в ногу с прогрессом. Так что, несмотря на все недостатки, пароход «Волга» был построен по последнему слову техники того времени. По своим техническим характеристикам пароход «Волга» соответствовал своему времени, при водоизмещении около 150 т нагрузки распределялись так: приблизительно половина массы составлял вес самого корпуса (около 70 т); около 65 т приходилось на массу энергетической установки; остальные 15 т оставались для запаса дров, экипажа с багажом и провиантом, снабжения и т .п. Грузовые трюмы на судне не устраивались. Пароход должен был работать в качестве буксира и в каждом рейсе буксировать две-три баржи, перевозившие около 1 500 т различных товаров. Чтобы не делать частых остановок для пополнения запаса дров, у борта парохода всегда швартовалась несамоходная барка «дровянка». Они обычно расставлялись по пути следования каравана. Когда все древа сжигались, дровянку отводили к берегу, где её шкипер должен был озаботиться загрузкой судна дровами. На место опустевшей, к борту судна ставилась другая, уже гружёная, и караван продолжал своё плавание дальше по назначению. Надо отдать должное этим вспомогательным судам, ибо они решали проблему бункеровки топливом пароходов во времена отсутствия береговых портов, специально приспособленных для этих целей. Д. П. Евреинов планировал эксплуатировать свои пароходы на линии Рыбинск - Нижний Новгород - Астрахань. Его «Волга» проходила путь от Астрахани до Нижнего Новгорода за 4 недели. К этому надо добавить ещё и большой расход топлива. Покрывать большие расходы за счёт повышения ставки фрахта удавалось далеко не всегда. Добиться ощутимой прибыли от эксплуатации пароходов ему так и не удалось. В дополнение ко всему, в 1824 г. река Волга обмелела, и пароходное сообщение между Рыбинском и Нижним Новгородом вообще прекратилось. Вскоре Д. П. Евреинов разорился, и его пароходы перешли к другому судовладельцу. «Волга» неоднократно модернизировалась и проходила до начала 1850-х годов. Есть сведения, что два других его парохода, сменив хозяина, ходили ещё в 1836 г. Источник: 1. Тихвинский П. А. Список господ губернских и уездных предводителей дворянства Ярославской губернии. Ярославль, 1898. С. 55. 2. Шитарёв В. С. Колёсные пароходы. На заре века пара и электричества // Двигатель. 2016. № 1. С. 59-60.