Родился 1 июля 1925 г. в селе Колывань Рубцовского района Новосибирской области. Окончил Куйбышевское военно-пехотное училище. В конце 1943 г. 20-я воздушно-десантная бригада, в которой служил младший лейтенант Катунин, находилась в Дмитрове. Катунин сопровождал в тыл врага транспортные самолёты с грузом для партизан. Согласно его воспоминаниям, после очередного полёта лётчики собрались в столовой, обедали, разговаривали про войну, про зверства фашистов. Катунину пришла в голову мысль, которой он тут же поделился с друзьями: «Если бы Ленин был жив, может, и войны бы не было». На следующее утро Катунин был арестован за антисоветскую агитацию, осуждён на восемь лет лишения свободы по статье 58/10 и направлен в Таганскую тюрьму, а потом в пересылку на Красную Пресню. 6 февраля 1944 г. был доставлен в Волжский ИТЛ — 3-й лагерный пункт, находившийся в Каменниках.
Позднее Ким Васильевич вспоминал, что на другой день после доставки лагерников в Каменники, их повели в баню. А когда стали строиться, чтобы идти по баракам, Ким отшатнулся, словно ошпаренный — сбоку бани под навесом лежали сваленные грудой трупы. Тогда охранник, заметивший смущение юнца, усмехнулся: «Ничего, привыкай, парень: завтра увезут — новых навалим». Завтра действительно к бане подъехало несколько телег-грабарок и доходяги-заключённые стали таскать в щитовые ящики трупы, чтобы везти их к месту захоронения. А место это было в северо-восточной части Каменниковского полуострова, где поперёк, впадая в Рыбинское водохранилище, протекали три ручья. Вот у третьего ручья, главным образом, и хоронили покойников. Не то чтобы хоронили, а так просто прятали трупы до весны под снегом. Когда же весеннее солнце расплавляло сугробы, и трупы начинали разлагаться, сюда пригоняли заключённых копать вдоль ручья траншеи. Останки людей перетаскивали я траншеи и засыпали вровень с поверхностью земли, так, что через какое-то время здесь нельзя было пройти, чтобы не наступить на череп человека.
Позднее Ким Катунин вспоминал, что жизнь не только ему, но и многим десяткам заключённых спас Николай Иванович Бураков, начальник оперативного отдела Волголага. Когда стали распределять этапников по рабочим местам, Кима решили направить на лесоповал, что было почти равносильно смертному приговору. Присутствовавший на распределении Бураков попросил передать ему личное дело Катунина и сразу понял, что за «враг» перед ним стоит. «А рыбу ловить умеешь?» — спросил. «Приходилось», — ответил Катунин. «Ну вот и хорошо», — он повернулся к своему подчинённому и тоном, дающим понять, что вопрос решен, сказал: «Зачислить в рыболовецкую бригаду». Рыба — это значило быть сытым, а, следовательно, оставался шанс выжить.
Ещё в школе Ким Катунин увлекался стихотворством. Это хобби прошло через Волголаг, осталось и на всю жизнь. Но в лагерных условиях писать стихи было не просто. Согласно его воспоминаниям, помогло то, что в рыболовецких бригадах было много легче и вольнее, а проверяющие сюда приезжали редко. Таким образом, главная трудность состояла лишь в обзаведении «орудиями» поэтического труда. Однажды Ким обратил внимание на грязный бумажный мешок из-под цемента, коих на стройке можно было найти вдоволь. Он очистил бумагу, разрезал на равные куски и свернул в рулон. Заготовил легенду на случай «шмона»: дескать заготовил для писем. Нашёл и огрызок карандаша, выменяв его на рваную портянку: ведь в лагере тоже был «чёрный рынок». Вскоре они всё же были у него изъяты, но впоследствии (в 1990-х гг.) были возвращены автору из архива Ярославского УВД.
К. В. Катунин был освобождён 28 декабря 1951 г., долгие годы работал смотрителем маяка на Юршинском острове. Реабилитирован в мае 1956 г.
По его рассказам, в 1953 г., во время ликвидации Волжского ИТЛ, ему удалось выкрасть часть служебной лагерной документации. «Ночью к берегу должны были подогнать буксирный пароход «Бетонщик» и в его топке сжечь личные дела зэков, — рассказывал Ким Васильевич. — Ожидая прихода парохода, архив складывали на причале в Переборах у здания управления Волголага. К тому времени я уже два года как был на свободе, руководил рыболовецкой бригадой. Мы вели ночной промысел неводом. Улучив момент, я сумел выкрасть 36 томов важных документов». (Впрочем, рыбинский краевед В. Рябой, знавший Кима Катунина и лично видевший этот архив в его доме, утверждал, что бывший заключённый периодически менял, иногда существенно, версии обретения этих материалов).
Согласно Киму Васильевичу, эти документы были датированы 1940–1941 гг. и касались строительства Рыбинского и Угличского гидроузлов. В том числе, среди них был т. н. рапорт лейтенанта НКВД Склярова, сообщавшего о гибели 294 гражданских лиц, не пожелавших покидать свои дома в зоне затопления Рыбинского водохранилища. Впоследствии эти документы К. В. Катунин использовал в своих газетных и журнальных публикациях, посвящённых тяжёлым условиям труда заключённых в Волжском ИТЛ. Согласно некоторым (непроверенным) сведениям, в начале 2000-х годов данный архив был вывезен в Финляндию. (В 2000 г. Ким Катунин был одним из главных участников документального фильма «Eclipse of the soul», снятого финским режиссёром Марьей Пенсала о строительстве Рыбинского гидроузла).
Поскольку данные документы не были представлены профессиональному научному сообществу и в настоящее время их точное местонахождение неизвестно, некоторые историки оспаривают их подлинность.
В 1990-х гг. К. В. Катунин принимал участие в краеведческих мероприятиях школы № 15 посёлка Переборы, а также в школьных экспедициях. Был одним из инициаторов установки в Рыбинске памятника жертвам Волголага. 30 октября 2002 г. на поляне при въезде в посёлок Переборы, на том месте, где было когда-то одно из лагерных зданий, был заложен камень с мемориальной доской: «Сей камень есть начало мемориала жертвам Волголага».
Умер К. В. Катунин 7 октября 2007 г.
Библиография:
1. Катунин К. и др. Трагические страницы нашей истории // Рыбинские известия. 1993. 11 ноября
2. Катунин К. Человек с того света // Новая жизнь. 1996. 30 октября
3. Катунин К. В империи Волголага // Рыбинские известия. 1996. 30 октября
4. Катунин К. Какими "пирожными" кормили узников Волголага // Северный край. 1996. 30 октября
5. Катунин К. Побег в бессмертие: Отрывок из документальной повести // Северный край. 1997. 30 октября
6. Катунин К. С фронта - в Волголаг // Рыбинские известия. 1998. 30 октября
7. Катунин К. Человек с того света // Северный край. 1999. 30 октября
8. Катунин К. Пирамиды Волголага // Рыбинские известия. 2001. 30 октября
9. Катунин К. Автографы палачей на жертвах геноцида // Рыбинск. 7 дней. 2004. 31 марта
10. Катунин К. Героиня Волголага // Рыбинские известия. 2004. 10 апреля
11. Катунин К. Чёрный цвет белых пятен истории // Рыбинск. 7 дней. 2005. 7 декабря
12. Климец А. "Как брызги моря синего вдали..." // Городок провинциальный. Рыбинск, 2003. 30 июля
13. Палькин Н. С днём рождения! // Анфас. 2005. 7 июля. С. 14
14. Сысоев А. Не по щучьему веленью, по собственному хотенью // Золотое кольцо. 2005. 1 июля
15. Коновалова И. Покаемся // Рыбинск. 7 дней. 2005. 29 июня. С. 6
16. Крылова З. Летописец Волголага // Рыбинские известия. 2005. 29 июня. С. 2
17. Сысоев А. Сошедший с Голгофы // Золотое кольцо. 2007. 7 ноября
18. Коновалова И. Человек - легенда, человек - память // Рыбинск. 7 дней. 2007. 24 октября
19. Последний робинзон архипелага Гулаг [Вместо некролога. Ким Васильевич Катунин] // Рыбинские известия. 2007. 17 октября
Читать далее