Персоналии
Любомудров Николай Иванович, 11 (23) апреля 1862, село Юркино, Пошехонский уезд, Ярославская губерния — 20 октября (2 ноября) 1918, село Лацкое, Мологский уезд, Ярославская губерния
Любомудров Николай Иванович, 11 (23) апреля 1862, село Юркино, Пошехонский уезд, Ярославская губерния — 20 октября (2 ноября) 1918, село Лацкое, Мологский уезд, Ярославская губерния
ФИО
Любомудров Николай Иванович
Годы жизни
11 (23) апреля 1862, село Юркино, Пошехонский уезд, Ярославская губерния — 20 октября (2 ноября) 1918, село Лацкое, Мологский уезд, Ярославская губерния
Биография
Отец Николай - Николай Иванович Любомудров родился в селе Юркино Пошехонского уезда Ярославской губернии в семье псаломщика и был старшим сыном из шестерых детей. В 1877 году Николай окончил Пошехонское духовное училище и поступил в Ярославскую духовную семинарию. В 1884 году он окончил семинарию по первому разряду, что давало право на поступление в Духовную Академию. Но ввиду трудного семейного положения это сделать не удалось. В 1884-1887 годах о. Николай служил псаломщиком в Рождественской церкви на Духовской улице в Ярославле. 2 февраля 1887 году он обвенчался с дочерью священника села Печелки Софьей Петровной Дьяконовой, учительницей школы для крестьянских детей в селе Абакумцеве (основанной Н.А. Некрасовым). Ее брат, Александр Петрович Дьяконов, стал профессором Петербургской Духовной Академии. 19 января 1887 года Высокопреосвященнейшим Ионафаном, Архиепископом Ярославским и Ростовским определен на место священника к церкви села Лацкого (рукоположен 22 февраля).Тем же архиепископом утвержден был с 24 марта 1887 года законоучителем при Лацковском народном училище. В селе Лацком развернул необычайно активную духовно-просветительскую работу: создал первую в округе библиотеку-читальню для крестьян (причем 100 рублей на библиотеку пожертвовал сам отец Иоанн Кронштадтский). В проповедях и публичных чтениях отец Николай вел неустанную борьбу с пьянством. Сам с юных лет являясь абсолютным трезвенником, он решительно осуждал употребление алкоголя и курение. Отец Николай создал образцовое садовое хозяйство и пасеку. На выделенных его семье десятинах церковной земли он разбил яблоневый сад. Крестьяне часто приходили к нему не только за духовным окормлением, но и с вопросами относительно ведения хозяйства, плодородия земли, и батюшка всегда помогал советом. Он выписал из Америки несколько сельхозмашин на конной тяге, которыми пользовались и крестьяне. Отец Николай был сторонником постоянного государственного жалования для приходских священников, считая унизительным и безнравственным получать за церковные требы деньги с крестьян-бедняков. Именно это обстоятельство было одной из причин того, что своим детям отец Николай дал светское образование. Жизненный путь отца Николая был освящен благословением и молитвенной помощью двух великих российских святых – отца Иоанна Кронштадского и патриарха Тихона. В 1898 году отец Николай тяжело заболел тифом. Его жена, будучи беременной, отправилась в Петербург и просила молитвенной помощи у отца Иоанна. Помолившись, отец Иоанн сказал ей: «Супруг выздоровеет, а ребенок родится здоровым». Вскоре отец Николай поправился, а сын в благополучном здравии прожил 93 года. В 1912 году на съезде священников благочиния отец Николай был избран благочинным первого округа Мологского уезда Ярославской губернии. Ходатайствовали о награждении и провели сбор денег на покупку золотого креста прихожане. В этом же году по ходатайству Земской Управы отец Николай был награжден за просветительскую деятельность орденом Святой Анны третьей степени. Отца Николая хорошо знал и ценил архиепископ Ярославский и Ростовский Тихон, будущий Патриарх Московский и Всея Руси. Объезжая приходы своей епархии в августе 1912 года, Ярославский Владыка Тихон провел в гостях у отца Николая целый день, познакомился с его семьей, благословил детей. В 1918 году власть в селе Лацком захватили «красные». Отец Николай по настоянию детей обратился в епархию с просьбой о переводе на другой приход. Однако управляющий епархией архимандрит Иаков благословил его остаться на месте, сказав: «Если убьют – примешь от Господа мученический венец». В селе Лацком многие мужчины ушли в ополчение для борьбы с большевиками, однако почти все крестьяне сразу же вернулись, не считая возможным надолго оставлять свое хозяйство. Когда они уходили, их родственники обратились к отцу Николаю с просьбой отслужить молебен об их здравии и спасении. Местные большевистские активисты обвинили священника в том, что он молится о даровании победы над большевиками. Прихожане отца Николая опять стали просить его уехать из села, чтобы спастись от расправы большевиков, но он отказался, даже когда к селу подошел карательный отряд латышских стрелков. На Дмитриевскую родительскую субботу 20 октября/2 ноября 1918 года он отслужил последнюю литургию и панихиду, после чего был арестован прямо в церкви. Двое солдат привели отца Николая к капустному огороду, находившемуся на окраине села и стали заряжать ружья. Несколько женщин, собиравших капустные листья - Мария Мосягина, Евгения Кутузова, увидев, как ведут отец Николая, спрятались в кустах и оказались свидетелями расстрела. Солдаты потребовали повернуться спиной, но отец Николай, стоя к ним лицом, перекрестился и со словами: «Господи, прими дух мой! Прости им: не ведают, что творят!» — поднял руку и благословил их. Раздались два выстрела, отец Николай упал. Солдаты подошли к нему, выстрелили еще раз, сорвали серебряный крест и, споря о том, кому он должен достаться, поспешили в дом священника, где в это время другие члены отряда производили грабеж. Это произошло днем, в половине второго, 20 октября 1918 года (по ст. стилю). Отец Николай был расстрелян без допроса, без объявления приговора, с ним не говорил никто из местных властей. Супруга облекла отца Николая в рясу, епитрахиль, скуфью, вложила в руки деревянный крест с Афона. Убитого священника запретили вносить в церковь и отпевать. Прихожане похоронили его ночью, с тихим пением «Святый Боже» при свете факелов. На следующий день близкий друг отца Николая, отец Константин Ельниковский, совершил заупокойную службу. Отпевание отца Николая Любомудрова, после настоятельных просьб матушки, было совершено тремя знакомыми священниками только весной следующего 1919 года. Причислен к лику священномучеников Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 20 августа 2000 года. Дни памяти: 1) Собор новомучеников и исповедников Российских Первое воскресение, начиная с 25.01/07.02; 2) Старый стиль 20.10 Новый стиль 02.11 день мученической кончины (1919 г.) Жена — Софья Петровна Любомудрова, впоследствии тоже претерпевшая за веру, занесена в списки Новомучеников и исповедников РПЦ ХХ века. Внук — Марк Николаевич Любомудров, известный публицист, театровед, профессор.