Вернуться
47 из 648
Просмотрено 47 из 648
Балашов Евгений Иванович, 4 марта 1920 -15.02.1990
Балашов Евгений Иванович, 4 марта 1920 -15.02.1990
ФИО
Балашов Евгений Иванович
Годы жизни
4 марта 1920 -15.02.1990
Биография
Родился 4 марта 1920 года в Рыбинске в семье служащего. В 1923 году с родителями переехал в Москву. Здесь окончил семилетнюю школу и в 1940 году - Московский автомеханический техникум, после чего работал мастером на 1-м Государственном подшипниковом заводе. В 1940 году был призван в ряды Советской Армии. Окончил Балашовскую военную авиационную школу пилотов в 1942 году. На фронтах Великой Отечественной войны с октября 1942 года. Боевое крещение принял под Сталинградом на Юго-Западном фронте. В первых же сражениях молодой лётчик показал себя смелым, талантливым и мужественным штурмовиком, мастером штурмового удара. Он прекрасно овладел техникой пилотирования. В одном из вылетов самолёт Балашова был подбит, при возвращении домой был атакован немецкими истребителями. На плохо управляемой машине лётчик сумел сбить один «мессер» и вернуться на свой аэродром. 12 боевых вылетов совершил над Сталинградом лётчик-штурмовик Балашов. За отвагу и геройство он был награждён боевым орденом Красного Знамени. В 1943 году вступил в ВКП(б)/КПСС. В феврале 1943 года в районе Дебальцево застопорилось движение наших подвижных соединений. Мешал сосредоточенный огонь вражеских орудий. На подавление артиллерии противника вылетела четвёрка штурмовиков во главе с Евгением Балашовым. На подходе к цели группа попала под жесточайший зенитный огонь. Самолёт Балашова получил прямое попадание. Но устойчивая машина не потеряла управления. Штурмовики точно накрыли батареи противника, с нескольких заходов подавили их. Однако едва отбомбились, как по радио получили новую задачу: атаковать «повисших» над нашими позициями трех корректировщиков. С первого захода балашовцы сбили один самолёт. В это время из облаков на них свалилась группа истребителей. Самолёт Балашова загорелся. Сам лётчик был ранен в плечо. Не защищённую с хвоста машину добивали пушечным и пулемётным огнём несколько «мессершмиттов». Хвостовое оперение было разодрано в клочья. (Потом было подсчитано — 28 одних пушечных прямых попаданий в самолёт Балашова.) На подходе к лесной поляне горящий самолёт буквально задевал макушки деревьев. Вырвавшись на свободное пространство, машина мгновенно провалилась вниз. По инерции она юзом скользнула вперёд, оставив позади отломившуюся хвостовую часть. Балашов хотел немедленно выскочить из кабины, но не смог: в результате обстрела фонарь намертво заклинило. Выбежавшие из леса танкисты были остановлены жестом лётчика - они могли бы тоже погибнуть при взрыве самолёта. В минуту смертельной опасности Балашов совершил невозможное. Он вместе с парашютом пролез в маленький квадрат форточки, что сбоку на фонаре, в которую проходит только голова человека. Впоследствии в нормальных условиях никому не удалось повторить этот выход через форточку. Но именно так Балашов остался живым. После госпиталя летом 1943 года Балашов вернулся в полк. В конце августа началось новое наступление в Донбассе. Впереди была сильно укреплённая железнодорожная станция города Артёмовска, к которой наземные части не смогли прорваться. Балашов повёл им на помощь восьмёрку штурмовиков. Несколько заходов сделали лётчики, расстреливая живую силу и технику яростно обороняющегося врага. Неприступная ранее станция была занята нашими войсками. Побывав в освобождённом Артёмовске, Балашов был свидетелем акта злодеяний фашизма – в городе нашли замурованную шахту, в которой оказалось 5000 трупов мирных жителей. 10 сентября 1943 года Балашов получил боевое задание на штурмовку вражеского аэродрома. Но когда группа Балашова подходила к цели, то обнаружила ещё один аэродром, на который садились только что вернувшиеся с задания «юнкерсы». Упустить столь благоприятный случай было нельзя, и командир принял решение атаковать оба аэродрома. Результат —19 уничтоженных Ю-88, 2 бензозаправщика и более 30 человек лётно-технического состава. Осенью-зимой 1943-1944 годов Балашов освобождал Запорожье, штурмовал врага на реках Молочная, Днепр, Ингулец. В начале 1944 года был награждён орденом Отечественной войны 1-й степени. Затем были боевые вылеты в небе Польши, Чехословакии, Германии. В то время старший лейтенант Балашов уже занимал должность штурмана полка, был награждён вторым орденом Красного Знамени. К апрелю 1945 года гвардии старший лейтенант Балашов совершил 130 боевых вылетов на разведку и штурмовку железнодорожных узлов, аэродромов, скоплений войск противника. В этих вылетах им сбито 4 фашистских самолёта, уничтожено 25 танков, 60 автомашин, 8 паровозов и десятки железнодорожных вагонов, 3 цистерны с горючим, 5 складов с боеприпасами, 55 повозок, 7 полевых и 10 зенитных артиллерийских орудий, около 500 человек пехоты. Был представлен к званию Герой Советского Союза. В боевой характеристике командир авиаполка П.Ф. Федотов в 1945 году писал: "Балашов Е. И. в полк прибыл рядовым летчиком и вырос до штурмана полка. Штурмовая подготовка и техника пилотирования отличные. На боевые задания всегда летает ведущим группы, в бою руководит смело и умело, сам проявляет мужество и героизм, увлекая за собой ведомых на отличное выполнение заданий". Последний, 139-й, боевой вылет гвардии капитан Балашов совершил в небе Берлина. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 июня 1945 года за образцовое выполнение заданий командования и проявленные мужество и героизм в боях с немецко-фашистскими захватчиками гвардии старшему лейтенанту Балашову Евгению Ивановичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 8573). Штурман 95-го гвардейского штурманского авиационного полка (5-я гвардейская штурманская авиационная дивизия, 2-й гвардейский штурманский авиационный корпус, 2-я воздушная армия, 1-й Украинский фронт) гвардии старший лейтенант Балашов к апрелю 1945 года совершил 139 боевых вылетов на разведку и штурмовку железнодорожных узлов, аэродромов, скоплений войск противника, нанеся ему значительный урон в живой силе и боевой технике. Полк сражался под Сталинградом. Группа штурмовиков Е.И. Балашова участвовала в разгроме фашистского аэродрома в Канцеровке Запорожской области, где базировалось более 80 самолетов, уничтожила мост через р. Днепр, по которому немцы переправляли танковые части. В марте 1945 года группа штурмовиков, ведомая Е.И. Балашовым, нанесла сильный удар по узлу сопротивления фашистов в селении Шенбрун, открыв путь для наступления Красной Армии. Командир авиаполка П.Ф. Федотов в 1945 году писал: "Балашов Е.И. в полк прибыл рядовым летчиком и вырос до штурмана полка. Штурманская подготовка и техника пилотирования отличные. На боевые задания всегда летает ведущим группы, в бою руководит смело и умело, сам проявляет мужество и героизм ". Почерк штурмовых ударов Е.И. Балашова хорошо знали фашисты. При его появлении в небе фашистские радисты предупреждали своих летчиков: "Ахтунг! Ахтунг! В воздухе - "король черной смерти ". В 1947 году Евгений Иванович окончил Военно-воздушную академию. С 1955 года майор Балашов - в запасе. Проживал в Москве, работал старшим инженером-конструктором на подшипниковом заводе. Награжден орденом Ленина, двумя орденами Красного Знамени, двумя орденами Отечественной войны I степени, орденом Красной Звезды, медалями.
Баландин Василий Петрович, 1904-1973
Балашов Иван Филиппович, 23 января 1907 - 5 января 1984
Коллеги! На сайте ведутся работы по его обновлению.