Настоящее имя — Фишер Вильям Генрихович. Родился в 1903 году в городе Ньюкасл-апон-Тайн (Великобритания) в семье марксистов-политэмигрантов, высланных из России в 1901 году за революционную деятельность. Отец — Генрих Матвеевич Фишер, уроженец усадьбы Андреевское Марьинской волости Мологского уезда Ярославской губернии, из семьи русских немцев, активный участник революционной деятельности, неоднократно встречался с В.И. Лениным и Г.М. Кржижановским, свободно владел немецким, английским и французским языками. Мать — уроженка Саратова, также участвовала в революционном движении. Был назван родителями в честь Вильяма Шекспира. Был вторым ребёнком в семье. Старший брат — Гарри.
С детства Вильям проявлял особый интерес к естественным наукам. Также играл на пианино, мандолине и гитаре. Много рисовал. Делал наброски знакомых, писал натюрморты.
В 15 лет устроился учеником чертёжника на судоверфь. В 16 лет успешно сдал экзамен в Лондонский университет, однако достоверных свидетельств о его учёбе там не имеется.
В 1920 семья Фишеров возвратилась в Россию и приняла советское гражданство, не отказавшись от английского, и вместе с семьями других видных революционеров некоторое время жила на территории Кремля. Абель по приезде в СССР сначала работал переводчиком в Исполкоме Коминтерна, затем поступил во ВХУТЕМАС.
В 1925 был призван в армию в 1-й радиотелеграфный полк Московского военного округа, где получил специальность радиста. Проходил службу вместе с Э.Т. Кренкелем и будущим артистом М.И. Царёвым. Имея природную склонность к технике, стал отличным радистом.
После демобилизации работал в НИИ ВВС РККА радиотехником. 7 апреля 1927 женился на выпускнице Московской консерватории арфистке Елене Лебедевой (впоследствии стала профессиональным музыкантом). В 1929 году у них родилась дочь.
В иностранный отдел ОГПУ Фишер В.Г. поступил 2 мая 1927. На эту работу его рекомендовала старшая сестра его жены Серафима Лебедева, работавшая там переводчицей. В центральном аппарате разведки работал сначала переводчиком (по английскому направлению), затем — радистом.
В 1930 обратился в британское посольство за разрешением вернуться, которое было получено. Получив британский паспорт, работал по линии нелегальной разведки (но под своим настоящим именем), исполняя одновременно обязанности радиста резидентур в Норвегии (1930—1935) и в Великобритании (1935—1937). В Великобритании ему пришлось выполнять поручение склонить к возвращению в СССР физика Петра Капицу, что ему удалось. Был отозван из Англии после бегства Александра Орлова.
31 декабря 1938 был уволен из НКВД в звании лейтенанта госбезопасности (из-за недоверия Л. П. Берии к кадрам, работавшим с «врагами народа). Затем работал во Всесоюзной торговой палате, авиационном заводе и др. Неоднократно обращался с рапортами о восстановлении его в разведке. Также обращался к близкому другу отца, тогдашнему секретарю ЦК партии Андрееву.
С 1941 вновь в НКВД, в подразделении, организующем партизанскую войну в тылу немцев. Фишер готовил радистов для партизанских отрядов и разведывательных групп, засылаемых в оккупированные Германией страны. В этот период он познакомился и работал вместе с Рудольфом Ивановичем Абелем, именем и биографией которого он позднее воспользовался.
После окончания войны было принято решение направить его на нелегальную работу в США, в частности, для получения информации от источников, работающих на ядерных объектах. Он перебрался в США в ноябре 1948 по паспорту на имя гражданина США литовского происхождения Эндрю Кайотиса (который умер в Литовской ССР в 1948) Затем поселился в Нью-Йорке под именем художника Эмиля Роберта Гольдфуса, где руководил советской агентурной сетью, а для прикрытия владел фотостудией в Бруклине. Агентами-связниками для «Марка» (псевдоним В. Фишера) были выделены супруги Коэн.
К концу мая 1949 «Марк» решил все организационные вопросы и активно включился в работу. Она была настолько успешной, что уже в августе 1949 за конкретные результаты он был награждён орденом Красного Знамени. В 1955 на несколько месяцев лета-осени возвращался в Москву.
Чтобы разгрузить «Марка» от текущих дел, в 1952 в помощь ему был направлен радист нелегальной разведки Хейханен (фин. Reino Häyhänen, псевдоним «Вик»). Тот оказался морально и психологически неустойчивым, и через четыре года было принято решение о его возвращении в Москву. Однако «Вик» сообщил американским властям о своей работе в нелегальной разведке и выдал «Марка».
В 1957 «Марк» был арестован в гостинице «Латам» в Нью-Йорке агентами ФБР. В те времена руководство СССР заявляло, что не занимается шпионажем. Для того, чтобы дать Москве знать о своём аресте и о том, что он не предатель, Вильям Фишер при аресте назвался именем своего покойного друга Рудольфа Абеля. В ходе следствия он категорически отрицал свою принадлежность к разведке, отказался от дачи показаний на суде и отклонил попытки сотрудников американских спецслужб склонить его к сотрудничеству.
Был осуждён на 32 года тюремного заключения (1957). После объявления приговора «Марк» находился в одиночной камере следственной тюрьмы в Нью-Йорке, затем был переведён в федеральную исправительную тюрьму в Атланте. В заключении занимался решением математических задач, теорией искусства, живописью. Писал картины маслом. Владимир Семичастный утверждал, что написанный Абелем в заключении портрет Кеннеди был по просьбе последнего ему подарен и после долго висел в Овальном зале.
10 февраля 1962 на границе между Западным и Восточным Берлином на Глиникском мосту Рудольф Абель был обменён на американского пилота разведывательного самолёта U-2 Фрэнсиса Пауэрса, сбитого 1 мая 1960 в районе Свердловска и осуждённого советским судом на 10 лет заключения за шпионаж. Одновременно (по требованию американской стороны, не согласившейся на обмен «голова на голову») на контрольно-пропускном пункте Чекпойнт Чарли в Берлине был освобождён американский студент-экономист, арестованный по подозрению в шпионаже, Фредерик Прайор. В операции принимали участие будущий начальник нелегальной разведки — Управления «С» ПГУ КГБ Юрий Дроздов (под псевдонимом «Юрген Дривс» играл роль немецкого кузена Абеля) и адвокат Вольфганг Фогель.
После отдыха и лечения Фишер вернулся к работе в центральном аппарате разведки. Принимал участие в подготовке молодых разведчиков-нелегалов, на досуге писал пейзажи. Фишер также участвовал в создании художественного фильма «Мёртвый сезон» (1968), сюжет которого связан с некоторыми фактами из биографии разведчика.
Вильям Генрихович Фишер скончался 15 ноября 1971, на 69-м году жизни, от рака лёгких. Похоронен на Новом Донском кладбище в Москве рядом с отцом.
Государственные награды: 1) три ордена Красного Знамени, 2) орден В.И. Ленина, 3) орден Трудового Красного Знамени, 4) орден Отечественной войны I степени, 5) орден Красной Звезды. Также был отмечен множеством медалей.
Источник: Долгополов Н. М. Абель-Фишер. Москва: Молодая гвардия, 2011. 362 с.
Читать далее