Авербах Илья Осипович (1836-1909 гг.), мариупольский, затем рыбинский купец первой гильдии. В 1863 году стал первым управляющим конторы цепного пароходства на реке Шексне. Буксиры цепного пароходства, называемые туерами, словно паромы, двигались вдоль лежащей на дне металлической цепи. Цепное пароходство изобрели французы, а первое в России цепное пароходство открыли в 1863 году на Шексне от Рыбинска до Белого озера. Директором конторы цепного пароходства И.О. Авербах служил более 25 лет. На 25-летие служения в этой должности коллеги подарили И.О. Авербаху модель туера. И.О. Авербах занимался благотворительностью, помогал девочкам-еврейкам из бедных семей, обучающимся в гимназии. На похороны И.О. Авербаха пришли почти все рыбинцы. На еврейском кладбище Рыбинска сохранилось надгробие И.О. Авербаха. Внук И.О. Авербаха Александр Леонович окончил Ленинградский политехнический институт, но стал актером, работал в театрах Рыбинска, Ярославля, Ленинграда. Правнук И.О. Авербаха Илья Александрович Авербах стал известным советским кинорежиссером.
В 1998 году рыбинский историк-краевед Н.А. Петухова опубликовала в рыбинской газете «Анфас» статью «Управляющий цепного пароходства. (И.О. Авербах)»:
«О заброшенном еврейском кладбище газета «Анфас» уже писала 24 июля 1996 года. Среди сохранившихся памятников этого кладбища выделяется один, из черного мрамора, на мощном цоколе, с тумбами. Но! Облит белилами. Под ним лежат останки потомственного почетного гражданина Ильи Осиповича Авербаха (6.10.1836 – 12.95.1909). Чтобы установить даты его жизни, мне пришлось смывать белила ацетоном.
Проводить в последний путь Илью Осиповича пришли многие рыбинцы, приехали многочисленные родственники из других городов. Приглашен был специальный хор певчих из Москвы. Таких похорон еще не видел Рыбинск.
Пришел запрос от вице-губернатора под грифом «секретно» рыбинскому полицмейстеру, в котором требовали подробно доложить о похоронах. Он в свою очередь запросил приставов I и II частей города.
Пристав I части В.А. Новский пишет: «Имею честь донести Вашему высокоблагородию, что похороны потомственного гражданина – еврея И.О. Авербаха состоялись 15 сего мая после 2-х часов дня, а не 14-го, т.е. в Царский день.
Тело Авербаха сопровождалось положительно всеми – евреями, а также прибывшими из разных городов родственниками и православным населением г. Рыбинска.
Я присутствовал на похоронах Авербаха и наблюдал за тишиной и порядком, но были ли здесь ученицы Рыбинской женской гимназии, я очевидцем не был, но возможно допустить, что при них были ученицы-еврейки, воспитывавшиеся за счет умершего Авербаха, по случаю же многочисленности сопровождавшей публики я их не заметил».
Пристав II части И.П. Горюнов докладывал:
«Похороны И.О. Авербаха были 15 мая с.г., что на похоронах этих было действительно много любопытных, которых привлекал прибывший из Москвы хорошо разученный еврейский хор певчих. В числе же публики гимназисток 5 класса и других классов не замечалось, а если таковые и были, то еврейки (иудейского вероисповедания), а также не был замечен и педагогический персонал».
Полиция даже на похоронах следила за речами провожавших.
Такое многочисленное скопление на кладбище народу привлек не только хор певчих, но и то большое уважение, которым пользовался И.О. Авербах у рыбинцев.
2 марта 1888 г. друзья и сослуживцы отмечали его 25-летний юбилей на посту управляющего цепным пароходством по Шексне. Илье Осиповичу были поднесены благодарственные адреса, получено много поздравительных телеграмм. На торжестве звучали слова благодарности в адрес юбиляра.
В одном из адресов, на котором поставлены подписи 65 человек, сказано:
«25 лет весьма крупная частица человеческой жизни, прожить ее вообще нелегко, но прожить ее на одной и той же службе не каждому суждено… Для дела, которым Вы управляете, Ваше 25-летие составляет весьма важную эпоху.
В последние годы жизни И.О. Авербах работал агентом страхового общества «Россия», а его сын Юлий Ильич – агентом банкирского дома Г. Вавельберга, обе конторы находились в том же доме Журавлева.
Илья Осипович был женат дважды. Первая его жена Рашель Давыдовна умерла 30 декабря 1883 г. в возрасте 45 лет от сахарной болезни. От первого брака было три сына: Леон, Юлий и Давид.
Анна Исаевна была моложе его на 24 года. От второго брака супруги имели трех дочерей: Софью (умерла 21 апреля 1888 г. в возрасте 2 лет 8 месяцев от ожога кипятком), Дину, родившуюся 26.02.1888 г. и Евгению, родившуюся 1.11.1896 г.
Старший сын Леон Ильич был женат на Марии Исаевне, имел дочь Раису, сыновей Иосифа (род 7. 12. 1892 г.) и Александра (род. 1.11.1896 г.). Оба сына закончили Рыбинское коммерческое училище. Александр с золотой медалью, удостоен звания кандидат коммерции. Они сразу же поступили в университет.
Юлий Ильич не имел детей, даже развелся с первой женой по причине ее бесплодия.
Давид Ильич получил профессию врача, его жена Динара Иосифовна, дочь Раиса.
Анна Исаевна вскоре после смерти мужа уехала в Швейцарию. Вещи, которые остались в кладовой дома № 17 по улице Большой Казанской (здесь жил И.О. Авербах) были конфискованы на основании заявления председателя домового комитета Лытиковой. Вещи переданы в отдел социального обеспечения, а книги, 3 ящика, сданы в отдел народного образования.
Александр Леонович Авербах окончил Ленинградский политехнический институт, работал в театрах Рыбинска, Ярославля, Ленинграда. Написал свои воспоминания о Рыбинском театре. Его жена – Ксения Владимировна Куракина-Авербах – актриса. Их сын – врач и кинематографист Илья Александрович Авербах.
Сегодня потомки семьи Авербах живут в Москве, Санкт-Петербурге и других городах.
Читать далее