Персоналии
Мусина-Пушкина (в замуж. Глебова, Озаровская, А́пушкина) Дария (Дарья) Михайловна, 23 января 1873 - 5 мая 1947
Мусина-Пушкина (в замуж. Глебова, Озаровская, А́пушкина) Дария (Дарья) Михайловна, 23 января 1873 - 5 мая 1947
ФИО
Мусина-Пушкина (в замуж. Глебова, Озаровская, А́пушкина) Дария (Дарья) Михайловна
Годы жизни
23 января 1873 - 5 мая 1947
Биография
Родилась 23 января 1873 года в семье мологского помещика Михаила Илларионовича Мусина-Пушкина (1836-1915) и французской певицы и театральной актрисы Зели́ Розалии Казимировны (1838-1873; урожд. Петьо́), скончавшейся вскоре после её рождения. Крещена 18 февраля 1873 года в церкви мологского села Боронишино. Сёстры: Ольга (в замуж. Блатова; 1864-1947) и Мария (в замуж. Соболева, Бек; 1868-1949). Сёстры Мусины-Пушкины, по мнению некоторых исследователей, являются прототипами пьесы А. П. Чехова «Три сестры». Благодаря влиянию обоих родителей, с детства училась игре на скрипке и пению. В 1890 году поступила в Петербургскую консерваторию; закончила курс обучения по классу сольного пения у Н. А. Ирецкой. Впрочем, из-за относительно слабого голоса её карьера оперной певицы не получила развития. В 1891 году была помолвлена со своим соседом по имению в Мологском уезде Ярославской губернии, Андреем Николаевичем Глебовым — инженером, предпринимателем, золотопромышленником, первооткрывателем золотоносных месторождений в Европе (в Донбассе); в 1893 году вышла за него замуж. В 1894 году родилась их дочь, Тамара Андреевна Глебова. Актриса Императорского Александринского театра в Петербурге в 1901-1912 годах; сценический псевдоним — Мусина. Выступала на сцене на протяжении двадцати лет. Одна из первых ролей Мусиной в этом театре (1901) — Артемида в трагедии Еврипида «Ипполит», задуманной и поставленной С. М. Волконским, с которым она затем поддерживала дружеские отношения, в связи с их общим интересом к «дельсартианству». Д. М. Мусина с юности была знакомой и корреспонденткой А. П. Чехова; его брат, Михаил, писал: «Антону шёл только 26-й год, и наша квартира наполнилась молодёжью. Интересные барышни — Лика Мизинова, Даша Мусина-Пушкина…» Имя Д. М. Мусиной-Пушкиной встречается и в письмах Михаила и Марии Чеховых. С 1901 по 1912 годы была замужем за Юрием Эрастовичем Озаровским, драматургом и режиссёром Александринского театра. В их доме часто бывали М. Савина, Ф. Шаляпин, В. Комиссаржевская, Ида Рубинштейн, Айседора Дункан: «…общалась со многими интереснейшими, замечательными людьми своего времени, и общалась близко». Д. М. Мусина неоднократно выезжала в Грецию и во Францию; «в Париже известный бас Жироде познакомил её с методом „сценической выразительности“ своего учителя, Франсуа Дельсарта». В Грецию Мусину влекли её интерес к культуре свободной пластики (разделённый ею с Айседорой Дункан), и увлечение античными трагедиями Эсхила, Софокла, Еврипида. В результате накопленного опыта у Д. М. Мусиной созрела мечта о создании собственного драматического театра. Вместе с Юрием Озаровским, мужем и партнёром по сцене, они открыли театр «Стиль», где Мусина была и режиссёром, и актрисой. В театр она приглашала актёров из разных трупп, в том числе и из-за границы. Спектакли носили довольно авангардный характер, построенный на классическом репертуаре. «Стиль» просуществовал несколько лет, закрывшись из-за недостатка средств. После развода с Ю. Озаровским в 1912 году она вышла замуж в третий раз — за юриста и писателя, автора известного исследования по русско-японской войне, генерал-майора Владимира Александровича Апушкина. В 1918-1931 годах вела преподавательскую работу в Петроградской (затем — Ленинградской) консерватории. Преподавала сольное пение, пластику сцены, руководила оперным классом. Как режиссёр, ставила оперы в Большом зале консерватории, в том числе поставила в 1929-1930 гг. оперы: «Черевички» («Ночь перед Рождеством») П. И. Чайковского, «Паяцы» Р. Леонкавалло, «Русалку» А. С. Даргомыжского, «Орфея и Эвридику» К. В. Глюка. Д. М. Мусина сыграла значительную роль в становлении Нового танца и истории изучения свободной пластики в России в 1910-1920 гг. Она утверждала и пропагандировала искусство движения и пластики, построенное на синтезе искусств, как и пластическую культуру, построенную на культе тела, жеста, позы. Мусина начала развивать теорию Дельсарта, сначала в постановках собственного театра «Стиль», и через общение с Айседорой Дункан; а с 1918 года вела, в консерватории и вне её, классы учеников, обучая их по методу Франсуа Дельсарта, автора знаменитой системы сценического движения. Читала курс о связи законов речи с мимической выразительностью. Когда в России появились пластические студии, она одна из первых в начале 1920-х годов вместе с дочерью, Т. А. Глебовой, открыла студию пластики — «Студия единого искусства им. Дельсарта под руководством Мусиной и Глебовой» — обучая своих студийцев «присматриваться и прислушиваться к живой природе человеческого инструмента». Д. М. Мусина была автором многих исследовательских работ на основе развитой ею теории выразительности Ф. Дельсарта. В 1931 году В. А. Апушкин был арестован и выслан в Вологду; Д. М. Мусина была вынуждена оставить должность профессора Ленинградской консерватории и вслед за мужем отправиться в ссылку. В. А. Апушкин вскоре был повторно арестован и погиб в лагере в 1937 году. Д. М. Мусина прожила в Вологде до 1946 года; преподавала более 11 лет в Вологодском музыкальном училище. Создала оперную студию, состоящую из студентов и певцов-любителей; эта студия для Вологды на несколько лет восполнила отсутствие в городе оперного театра. В 1946 г. вернулась в Ленинград, поселилась (вместе с сестрой Ольгой Михайловной Блатовой) в Доме ветеранов сцены на Петровском острове. Скончалась в Ленинграде 5 мая 1947 года. Похоронена на Серафимовском кладбище. Литература: 1. Мусины-Пушкины. Яр., 1996. С. 109-118.