Мясоедов Григорий Григорьевич происходил из небогатой дворянской семьи. Учился в Орловской гимназии, где получил первоначальное художественное образование под руководством И. А. Волкова. Не окончив курса, переехал в Петербург и поступил в Императорскую Академию художеств. Занимался в классе исторической живописи у Т. А. Неффа и А. Т. Маркова. За период обучения получил все существовавшие академические награды: в 1859 был удостоен двух малых серебряных медалей, в 1860 - большой серебряной медали за картину "Деревенский знахарь", в 1861 - малой золотой медали за картину "Поздравление молодых в доме помещика", в 1862 - большой золотой медали за программу "Бегство Григория Отрепьева из корчмы на литовской границе". В том же году выпущен из Академии художеств со званием классного художника 1-й степени и правом пенсионерской поездки за границу сроком на шесть лет. Во время учебы увлекся музыкой, сблизился с композиторами М. А. Балакиревым, А. Н. Серовым, Ц. А. Кюи. В 1862 вошел в Московское общество любителей художеств.
В мае 1863 в качестве пенсионера Академии художеств отправился в Европу. Посетил Германию, Бельгию, Швейцарию. В 1864 работал во Флоренции, в 1865 - в Париже, в 1866 - в Испании. В мае 1866 возвратился в Россию, до окончания пенсионерского срока. До марта 1867 жил в Тульской губернии. Весной 1867 снова уехал за границу. Посетив Всемирную выставку в Париже, поселился во Флоренции, где познакомился с Н. Н. Ге и А. И. Герценом.
В марте 1869 возвратился в Россию. Жил попеременно в Москве, Петербурге, Тульской, Харьковской, Полтавской губерниях, Крыму. В 1870 за картину "Заклинание (из народных поверий)" был удостоен звания академика.
Помимо живописи занимался офортом, технику которого осваивал под руководством А. И. Сомова. Являлся членом Общества русских аквафортистов. Воспроизвел в гравюре некоторые свои живописные произведения, в частности "Заклинание" (1870), "Дедушка русского флота (Петр I рассматривает ботик в Измайлове)" (1872), "Земство обедает" (1873), "Чтение положения 19 февраля 1861 года" (1874).
Весной 1874 совершил поездку в Вену и Италию. В 1876 выезжал в Сербию на театр военных действий Сербско-турецкой войны. Неоднократно путешествовал по южным губерниям России.
В 1891-1893 принимал участие в работе Комиссии по пересмотру устава Академии художеств. В 1893 был избран её действительным членом. Занимался помощью в организации художественного образования в провинциальных городах, в частности, в Казани, Киеве, Харькове, Ростове-на-Дону. В 1895 организовал Рисовальные классы в Полтаве. В 1902 вышел из состава Академии художеств, выражая несогласие с формальным подходом к обучению в Академии. В последние годы жил преимущественно в своей усадьбе Павленки под Полтавой.
Мемориальные выставки Мясоедова состоялись в Полтаве (1912) и Москве (1913).
Мясоедов - выдающийся русский художник второй половины XIX века, представитель критического реализма. Работал преимущественно в области станковой живописи, создавал картины на бытовые и исторические сюжеты, пейзажи. Реже обращался к портрету.
Расцвет творчества мастера приходится на 1860-е - 1870-е, когда были созданы наиболее известные жанровые произведения: "Поздравление молодых в доме помещика" (1861), "Земство обедает" (1872), "Чтение положения 19 февраля 1861" (1873). В своих работах, часто обличительного, острокритического характера, он стремился к правдивой передаче нищеты и бесправия крестьянства, в некоторых полотнах ("Страда (Косцы) ", 1887) воспевал величие и поэзию труда.
Наряду с произведениями критической направленности в творчестве Мясоедова встречаются картины, связанные с языческим и христианским фольклором ("Приворотные травы", 1866; "Молебен на пашне о даровании дождя (Засуха)", 1877), национально-романтические сельские мотивы ("Дорога во ржи", 1881), литературные образы ("Чтение "Крейцеровой сонаты" Л. Н. Толстого (Новые истины) ", 1893; "Мицкевич в салоне Зинаиды Волконской", 1908).
Картинам Мясоедова присущи повествовательность, драматизм, внутренняя напряженность сюжетов, глубина характеров, ясность композиционного построения, тщательность проработки деталей.
В поздний период (1890-е - 1900-е) художник полностью отказался от критического начала в живописи, доминирующим в его творчестве стал пейзаж, отличающийся многообразием мотивов, тонким лиризмом и неизменно реалистичным подходом к натуре.
Произведения Мясоедова находятся во многих музейных собраниях, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Научно-исследовательском музее Российской Академии художеств, Всероссийском музее А. С. Пушкина и других.
Читать далее