Гарденин Николай Николаевич – потомственный дворянин. Окончил в 1881 году архитектурное отделение Московского училища живописи, ваяния и зодчества. В 1884 году получил за проект «Собор с колокольней в губернском городе» малую серебряную медаль и звание «неклассного художника архитектуры». В фонде МУЖВЗ в РГАЛИ есть личное дело Гарденина (ф. 680, оп. 2, д. 692) с датой рождения 12 мая 1860 г. (ст.ст.). Встречаются ссылки на метрическую выпись, выданную ему Тамбовской духовной консисторией (что, вероятно, указывает на место рождения).
До 1886 года отбывал воинскую повинность. Затем был рыбинским городским архитектором. Оформлял Рыбинскую ремесленно-промышленную выставку 1887 г., проходившую в доме М.Н. Журавлева на наб. Черемухи.
Уже к началу 1888 года Гарденин обосновался в Киеве. Гарденин был первым из киевских архитекторов, получивших образование в МУЖВЗ. Ввиду этого местные власти несколько раз выражали сомнение в обоснованности его прав на производство построек. Обиженный Гарденин в октябре 1889 года обратился в строительное отделение Киевского губернского правления с письмом, в котором, в частности, говорилось: «...В г. Рыбинске я занимал официальную должность исправляющего должность Городского Архитектора, что указывает на точность моих прав, смутивших Киевскую Управу». К письму был приложен перечень предъявленных властям документов, в том числе «Предложение Рыбинской городской управы от 6 октября 1887 г. №1946» (содержание предложения неизвестно)
В дальнейшем Гарденин активно работал в Киеве как частнопрактикующий архитектор. Одной из его первых работ здесь стал знаменитый «дом Турбиных» или «дом Булгакова» на Андреевском спуске, 13 – тот самый, в котором жила семья писателя Михаила Булгакова, и где происходит действие романа «Белая гвардия» и пьесы «Дни Турбиных» (теперь Литературно-мемориальный музей М. Булгакова). Гарденин построил его по частному заказу в 1888 году. Он проектировал много крупных доходных домов в центральных кварталах Киева, ряд особняков, синагогу на Подоле (действует до настоящего времени, ул. Щекавицкая, 29), церкви в пригородах Киева – Боярке, Новых Петровцах и др. Несколько его построек были выполнены в дереве и оформлены красивой резьбой в духе русской народной архитектуры. В 1910 году Гарденин приобрел в Киеве участок на ул. Кудрявской, 15, где построил себе небольшой дом с мастерской (не сохранился).
В советское время Гарденин остался в Киеве; выполнял строительные поручения отдела коммунального хозяйства. Встречается его подпись на чертежах 1924-1925 гг. Дата смерти не установлена.
Занятная деталь: в официальной переписке киевского периода и справочниках встречается написание фамилии архитектора и как Гарденин, и как Горденин (даже на его собственных штампах). Возможно, что изначально в этом был повинен специфический почерк Николая Николаевича, который строчное «а» писал как «о». В начальный период его работы в Киеве пишущих машинок почти не было, заявления и прочие документы обычно писали от руки. Если предположить, что в канцелярии какого-нибудь киевского административного учреждения на основании собственноручного ходатайства Гарденина его вписали в официальный реестр как Горденина, то в дальнейшем громоздкая бюрократическая система могла сделать его своим заложником. То есть, ему легче было выдавать подписки от имени «Горденина» там, где его поставили на учет под этой фамилией, нежели доказывать в различных «присутствиях», что Гарденин и Горденин – одно и то же лицо.
К сожалению, портретных изображений Гарденина не известно. (Биография Гарденина прислана киевским краеведом Михаилом Борисовичем Кальницким (р.1958)
Читать далее