Персоналии
Крамской Иван Николаевич, 1837 - 1887
Крамской Иван Николаевич, 1837 - 1887
ФИО
Крамской Иван Николаевич
Годы жизни
Биография
Иван Николаевич Крамской родился в Острогожске (Воронежская обл.), в небогатой мещанской семье. Рисованием занимался с детства самоучкой; потом, при помощи советов одного любителя рисования, стал работать акварелью. Работал ретушером сначала у Харьковского, потом у лучших столичных фотографов. Поступив в Академию Художеств, показал быстрые успехи в рисовании и живописи; учился у А.Т. Маркова . После получения малой золотой медали за написанную по программе картину: "Моисей источает воду из камня" Крамской должен был конкурировать на получение большой золотой медали, но вместе с 14 другими товарищами отказался в 1863 г. писать на заданную тему - "Пир в Валгалле" и вышел из академии. Увлекался революционно-демократическими идеями Н. Чернышевского, Д. Писарева и Н. Добролюбова. Вступив в товарищество передвижных выставок, Крамской написал множество портретов известных людей того времени. Еще академистом он помогал А.Т. Маркову рисовать картоны для плафона в храме Христа Спасителя (в Москве), затем Крамскому пришлось писать по этим картонам, вместе с другими художниками и сам плафон, в то время так и оставшийся незаконченным. Портреты Крамского, по признаниям современников, отличались сходством и удивительной характеристикой лица; из них особенно выделяются портреты С.П. Боткина, И.И. Шишкина , Григоровича , госпожи Вогау, семейства (женские портреты) Гинцбургов , мальчика-еврея, А.С. Суворина , графа Л.Н. Толстого , графа Литке , графа Д.А. Толстого, Гончарова , доктора Раухфуса. Крамской безбоязненно всматривался в человека, раскрывал глубокие драмы человеческого сердца, что по убеждению художника, "и есть действительное искусство в его настоящем значении и высший его род". Через всю жизнь Крамского прошла работа над портретом. Своим стремительным взлетом в 1870-е годы Крамской-портретист во многом обязан П.М. Третьякову, с которым его связывала в ту пору духовная близость, общность эстетических и жизненных взглядов. Крамской неизменно видел задачу искусства в том, чтобы оно приходило на помощь человеку в моменты душевных испытаний, даровало ему "успокоение и крепость для продолжения того, что называется жизнью. Этим и определяется сдержанное достоинство искусства Крамского.