На восток от Мологи, в пятнадцати километрах от Рыбинска и в четырех от правого берега Волги, при слиянии ныне почти исчезнувших речек Белый Юг и Черный Юг, располагался известный монастырь - Югская Дорофеева пустынь, основанная в 1615 году схимонахом Псково-Печерского монастыря Дорофеем. Она прославилась чудотворной иконой Богоматери Одигитрии, получившей прозвание Югской. В XIX в. здесь сложился крупный архитектурный ансамбль, включавший пятикупольные Успенский (освящен в 1846 г.) и Троицкий (освящен в 1811 г., расписан отцом и сыном Л.И. и А.Л. Шустовыми, ярославскими купцами-иконописцами) соборы, а также одноглавые церкви Молчанской Богоматери (освящена в 1828 г.) и Никольскую (освящена в 1842 г.). В 1849-1857 гг. были построены новые братские корпуса с надвратной колокольней. В начале XX века пустынь принадлежала к числу самых богатых и благоустроенных обителей епархии. В ней было пять храмов, больница и амбулатория, которыми пользовались до 5 тысяч человек в год, а также школа. В подклете Троицкого собора покоились мощи основателя монастыря. В 1941 г. Югкая пустынь была затоплена водами Рыбинского водохранилища.
18 июня в Троицкую родительскую субботу и день иконы Югской Божией Матери жители поселка Балобаново Ярославской области установили 4-метровый поклонный крест на берегу Рыбинского водохранилища в память о затопленном монастыре.
Наименование «Югская» обители дали две реки: Юга Черная и Юга Белая, при слиянии которых она и начала строиться. Второе название – «Дорофеева» – обитель получила по имени своего основателя – старца Дорофея.
Предание рассказывает, что Дорофей принял пострижение еще в молодые годы в Псково-Печерском монастыре, в 50-ти верстах от Пскова. И с тех пор находился в нем неизменно. Он заключился в свою келью, носил вериги, постоянно пребывая в посте и молитве, и взывал к Божией Матери, чтобы указала ему путь в его жизни. Однажды на утреннем Богослужении 05 мая 1615 года он вдруг услышал голос, повелевавший ему взять в обители икону Божией Матери и идти с ней на родину (а был Дорофей уроженцем Угличской провинции, в которую входила тогда и Мологская страна). По окончании утрени Дорофей обошел монастырские храмы и увидел эту икону, просиявшую необычным светом. Вначале настоятель обители Иоаким не дал Дорофею своего благословения на далекий путь, но Святая Дева пришла опять ему на помощь, явившись в ту самую ночь Иоакиму с лицом грозным и владычественным голосом повелела немедленно отдать икону и отпустить старца. Тогда прошли сомнения настоятеля, и утром, собрав монастырскую братию, он пересказал им просьбу Дорофея и слышанный им самим таинственный голос. Потом просил старца указать образ Божией Матери, явившейся ему в видении, и едва тот поднял глаза на икону Божией Матери Одигитрии, как она снова засветилась светом необычным. Настоятель благословил старца иконою и отпустил в путь.
Путь же Дорофея был долог и продолжался целый месяц. Пройдя Рыбную Слободу (гор. Рыбинск), он дошел до места, где впоследствии возникла пустынь. Место это было в ту пору необитаемое, дикое, болотистое, поросшее лесом и кустарником. Там, где река Юга Черная впадала в Югу Белую, старец почувствовал усталость и решил отдохнуть, чтобы потом продолжать путь к своему родному селу Нижне-Никульскому. Икону он поставил на сучья сосны и под ней уснул, проснувшись, хотел взять икону, но она не отделялась от дерева, а когда снова услышал таинственный голос, понял Божье соизволение на избрание этого места в селение Его Славы.
С надеждой на помощь свыше, Дорофей принялся расчищать место для кельи, которую и срубил вскоре. О старце узнали окрестные жители. Они дивились его подвижничеству, приходили сюда, одержимые недугами, получали исцеление, помогали в работе. Когда келья была готова, у Дорофея возникла мысль поставить здесь и часовню во Славу Божьей Матери. Через три года она тоже была готова. Семь лет прожив на Юге, старец стал не здоров. В свои предсмертные дни он просил священника церкви села Нижне-Никульского об устроении на этом месте обители. Дорофей умер в 1622 году. Тело его погребено под часовней.
Как строилась обитель поначалу, росла и укреплялась – документов не сохранилось. Известно только, что первая деревянная церковь во Славу иконы Божией Матери Одигитрии и придел к первоначальной церкви во имя Святой Великомученицы Параскевы Пятницы были построены на средства и трудом окрестных жителей. Известно также, что во время морового поветрия в 1654 году жители Рыбной Слободы приносили себе в Слободу икону, и как рассказывает предание, получили прекращение той страшной болезни. Сохранился также документ, сообщавший, что в 1711 году в обители было «монахов 5 человек, служников – 1, монашеских людей – 6 и всяких скотин – 15. За монастырем крестьян и пашенной земли нет».
Заново монастырь начал отстраиваться в конце 18 века и с завершением строительства колокольни в 60-х годах 19 века превратился в законченный величественный архитектурный ансамбль.
Монастырь представлял собой правильный четырехугольник в 60 сажен длиной по каждой из сторон. В середине на широкой открытой площади возвышался увенчанный пятью куполами с позлащенными на них главами и крестами каменный собор во имя Живоначальной Троицы (построен в 1793-1810 гг.). Перед папертью – 12 гранитных ступеней. Со всех сторон обставлен колоннами и сооружен в таких больших размерах, что ширина его по боковым входам составляла 15, длина с алтарем папертью – 21, а высота с крестом главного купола – 18 сажень. Снаружи собор украшали лепные работы. Величественный его иконостас был весь отзолочен, нижний ряд икон покрывали сребропозлащенные ризы, а стены и своды расписаны живописью в греческом стиле. По левую сторону от царских врат находилось устроенное из серебра место для иконы Божией Матери. Икону покрывала драгоценная риза из крупного жемчуга, осыпанного бриллиантами и другими драгоценными камнями. Убранство храма дополняли богатейшая плащаница, красивые подсвечники и четыре изящных паникадила.
Внизу соборного храма под его сводами был теплый придел в память избрания этого места святого иконою Богородицы, принесенную сюда Дорофеем, а за правым клиросом стояла гробница над местом упокоения Дорофея и на ней возложены носимые им вериги. Восточная сторона каменной ограды пересекалась по середине святыми воротами с двухэтажными по сторонам кельями и над ними трехъярусной колокольней, построенной в 1839-1857 годах.
На юго-восточном и северо-восточном углах квадрата располагались две церкви – святого Николая и Молчанской Богоматери. Длина первого храма – 10, ширина – 4 сажени. Храм был увенчан одним куполом с позлащенным крестом, строительство его начато в 1836 и закончено в 1842 году. По южной линии к трапезе Никольской церкви примыкала пятиглавая Успенская церковь, строившаяся с 1839 по 1846 годы. Она имела длину 12 и ширину 7 сажень. Северо-восточный угол занимала Молчанская церковь (1817-1828 гг.). Высота храма составляла 15, длина – 14 и ширина – 6 сажень.
В симметрии с Никольской и Молчанской церквями юго-западный и северо-западный углы квадрата занимали две трехэтажные башни, занятые кельями и кладовыми. По северной линии находился двухэтажный больничный корпус, трапеза и кельи. Все храмы по цоколю на несколько аршин от земли были обложены высеченным гранитным камнем. Вне обители располагались три каменные гостиницы для приезжающих богомольцев, баня, амбары, конный двор, кузница, плотина для задержания при монастыре воды и монастырский сад.
В 1920 году в обители разместили так называемую «детскую трудовую коммуну». Такая участь постигла тогда почти все российские монастыри. Большинство других жилых и хозяйственных построек, а также земельные массивы окрест монастыря перешли во владение созданного здесь совхоза «Юга».
В 1921 году страну охватил голод, одновременно началась компания по изъятию церковных ценностей. Она велась по уже хорошо установившемуся сценарию, когда «представители голодающих» просили власти принять меры для «изъятия излишков церковного имущества на прокормление голодающих».
В июле 1922 года в Рыбинске проходил процесс «по делу рыбинских и угличских церковников», о чем давала пространные сообщения газета «Известия Рыбинского губкома РКП». 15 июля в передовице «Попы-воры» газета писала: «Святые отцы обокрали Югский монастырь, стащив 1.5 фунта золота, 4.5 пудов серебра, 30 штук драгоценных камней и 40 штук ковров. Сразу видно: «губа не дура», да не тут-то было – все раскрыл Политотдел. И потащили «рабов божьих» – настоятеля монастыря епископа Бориса Соколова, его наместника архимандрита Ивана Таланова, ризничного иеромонаха Афанасия Белявского, иеродиакона Апполинария Комиссарова». Всего же по делу было привлечено 22 человека. Газета опубликовала и еще несколько сообщений об изъятии ценностей по Югскому монастырю. Так, она писала, что «по монастырю всего изъято около 2 пудов серебра, 3 фунта золота, сотни драгоценных камней разного качества и достоинства. Найденные драгоценности равняются не менее одной трети собранных до сего времени церковных ценностей по губернии». Позднее в Югском монастыре найдено ценностей еще на 1 млрд. рублей». Однако приговоры вынесены были сравнительно мягкие, а «Ивана Таланова, считаясь с его престарелым возрастом (84 года), от наказания освободили». Это была провокация, дабы продемонстрировать гуманность советского «правосудия» – никто из обвиняемых не вернулся больше к своим обязанностям.
К середине 20-х годов монастырь был закрыт окончательно, а в 30-е годы на территории бывшего монастыря поселился «Волгострой».
Читать далее