1825 г. принято считать годом основания Рыбинского театра драмы. Первые труппы актеров появились здесь в конце XVIII в. Для их нужд было построено деревянное здание. Но просуществовало оно недолго, поскольку в 1797 г. император Павел I распорядился его снести. В начале XIX в. архитектор-самоучка П.Я. Паньков, построив театр в Ярославле, попросил разрешение у губернатора возвести аналогичное здание в Рыбинске. Первым его арендатором был В.С. Тихменев, а затем любимский помещик В.Е. Обресков. Существовавшая в это время труппа актеров зимой давала представления в Ярославле, а летом — в Рыбинске. Среди постановок тех лет, были такие пьесы как «Слуга двух господ» К. Гольдони, «Любовная ссора» Ж. Мольера, «Новый Стерн» А. Шаховского, «Ям» Я. Княжнина. В 1830-е гг. антрепренером рыбинского театра стал ярославский театральный деятель М.Я. Алексеев. Сын богатого петербургского купца, он оставил семью ради служения искусству. По желанию Алексеева в Рыбинске было построено новое здание городского театра, которое находилось на реке Черемухе. При нем рыбинский театр поднялась на ранее немыслимую высоту. Например, Алексеев был первым, кто решил пригласить на гастроли в местный театр столичных актеров. При нем город посетили известные актеры В.И. Живокини и К.Н.Полтавцев. Также Алексеев умел по достоинству ценить таланты неизвестных провинциальных актеров. В его труппе играла будущая звезда Малого театра Людмила Косицкая. Кроме незамысловатых водевилей тогда также играли произведения русских и зарубежных классиков: Д.И.Фонвизина, И.А. Крылова, В.В. Капниста, Уильяма Шекспира, Жана-Батиста Мольера, Джорджа Байрона, Пьера Бомарше. В конце 1860-х гг. в Рыбинске существовало два драматических театра. Один держал ярославский антрепренер В.А. Смирнов, другой — вологодский купец Аверино. Театры соперничали между собой за посетителей. Смирнов устроил рядом со своей сценой петушиные бои буфет. Аверино приглашал посмотреть на «профессора магии и властелина духов» Беккера. Чуть позже в Рыбинске впервые в русской провинции появился театр балета. На его подмостках с успехом дебютировал известный отечественный балетмейстер Мариус Петипа. Большим событием для местной публики был приезд в 1859 г. из знаменитого американского актера Айры Олдриджа. Он воплотил на сцене образы шекспировских героев Отелло и короля Лира и поразил зрителей невероятной глубиной своей игры. В 1865 г. на Рыбинской сцене дебютировала яркая звезда отечественной сцены Парасковья Стрепетова. Кроме нее здесь в разные годы играли: М.С. Щепкин, А.Е. Мартынов, П.М. Садовский, В.Н. Давыдов, К.А. Варламов, В.И. Качалов, М.Н. Ермолова, А.А. Яблочкина, А.И. Южин, В.Ф. Комиссаржевская. Яркой страницей в истории культурной жизни города рубежа XIX—XX вв. была деятельность Рыбинского музыкально-литературно-драматический кружка. Он был основан в 1898 г. и в начале своей деятельности давал небольшие концерты, сборы от которых зачастую использовались для благотворительных целей. Через несколько лет руководитель кружка купец Никитин арендовал здание Рыбинского театра и через Московское театральное бюро набрал первую театральную труппу. В неё вошли как рыбинские артисты-любители, так и профессиональные актеры. В спектаклях кружка можно было увидеть будущих знаменитостей. Будущий народный артист СССР Михаил Михайлович Тарханов играл в Рыбинске в театральном сезоне 1908—1909 гг. Следующий сезон он провел здесь уже в качестве главного режиссера. Кружок организовывал гастроли выдающихся русских и зарубежных музыкантов. Так, в 1900 г. в Рыбинске давал концерты выдающийся русский композитор Скрябин. На отдельные воскресные и праздничные представления кружок предоставлял 200 бесплатных мест учащимся средних учебных заведений. Девизом местного театрального кружка был принцип: «Не останавливаться перед материальными жертвами для превращения Рыбинского театра в художественную школу жизни». Наследником традиций Рыбинского городского театра был организованный в 1917 г. профессиональный театр. Его труппа не была постоянной, а набиралась снова каждый сезон. Среди выступавших в нем актеров были В.Р. Ольховский, Н.П. Эльтеков, Е.К. Красавина. Музыкальное сопровождение постановок шло под аккомпанемент оркестра, работой которого руководил Михаил Вольф Израэль, бывший концертмейстер Мариинского театра. Актер А.Л. Авербах оставил свои воспоминания об этом времени, благодаря чему мы узнаем о деятельности театра. Его женой была Тамара Глебова, дочь актрисы Дарьи Глебовой (урожденной Мусиной-Пушкиной). В 1920 г. здание рыбинского театра сгорело, и супруги переехали жить в Ярославль. Рыбинское отделение Пролетарских культурно-просветительских организаций было создано в феврале 1919 г. Его театральная студия заложила основы деятельности городского театра. Членами Пролеткульта были рабочие рыбинских предприятий, начальные представления о театральном мастерстве они получали у старых мастеров сцены: В.Р. Ольховского, А.Л. Павловой, Т.А. Глебовой. Деятельность организации основывалась на пропаганде революционных достижений; режиссер В.А. Орлов писал: «В 1920 г. мы, рыбинцы, знали твердо одно, что лозунги партии “Искусство — оружие классовой борьбы”, “Искусство — на службу революции” и есть наше назначение». Типичные названия постановок тех лет: «Ржавчина», «1919-ый год», «Шторм», «Любовь Яровая». В 1920 г. из членов студии была сформирована 14-я фронтовая труппа политуправления республики, которая выступала на западном фронте Гражданской войны. Театр Пролеткульта существовал до 1932 г., его силами было поставлено 72 пьесы, которые посмотрели 1,5 миллионов зрителей. Благодаря его работе началась творческая деятельность множества талантливых людей: актеры Рыбинского театра драмы П.Г. Платонов, А.К. Петров, Д.Я. Меримсон, А.Н. Ленивенко, театральный художник М.Е. Удалеев, живописец и график М.К. Соколов.
После решения ЦК ВКП(б) от 23 апреля 1932 года театр переходит в ведение машиностроительного завода им. Павлова и называется "Театр РАТАП им. Горького" (РАТАП - союз рабочих автотракторной и авиационной промышленности), выпускает ряд новых постановок: "Улица радости", "Егор Булычев", "Страх", "Дело о душах" в постановке Г.В. Хависа, "Мой друг" реж. И. Бахметьев, "Девушки нашей страны" реж. В. Орлов, "Матросы из Катарро" реж. Л. Лукацкий, из классического репертуара: "Тартюф" реж. П. Платонов, "Без вины виноватые" реж. Г. Хавис, "Слуга двух господ" реж. В. Валерский и др. Театр проводил работу для продвижения собственного драматурга - была поставлена пьеса А. Князева "Лен". Ведущими актерами театра того периода были: Петров А.К., Демидов Н.П., Платонов П.Г., Ленивенко А.Н., Меримсон Д.Я., Беляев В.И., Валерский В.П., Кублановский М.Н., Кочешков П., Ильинская О.А, Лассен Н.В., Галкин А.Г, Петрова А.М. и др.
С 1934 г. художественным руководителем и главным режиссером театра становится Владимир Орлов, рыбинский пролеткультовец, вернувшийся в родной город после учебы и работы в Московском рабочем театре и в рабочем театре Ленинграда.
В 1935 г. Рыбинский театр Пролеткульта был переведен в ведомство машиностроительного завода им. Павлова и начал называться «Театр ЦК Союза Авиапромышленности». Летом 1935 года театр совершает гастрольную поездку в Москву, были показаны два спектакля: советская пьеса "Продолжение следует" А. Бруштейна и "Женитьба Фигаро" П. Бомарше, режиссером спектаклей был В.А. Орлов, работы получили высокую оценку и положительные отзывы столичных критиков. Также успешно прошли гастроли в Перми и в Горьком. В 1936 году гл. режиссером В. Орловым были поставлены две советские пьесы «Год 19-й» и поэтический музыкальный спектакль «Слава», из классического репертуара - «Горячее сердце» и «Много шуму из ничего» реж. Мехамед (повторение спектакля театра им. Вахтангова на рыбинской сцене). Совершили гастрольную поездку на Донбасс.
В 1937 году театр перешел в общую систему государственных театров и стал называться Рыбинским городским драматическим театром. Постановки этого времени имели революционную и антибуржуазную направленность. Среди популярных пьес того времени: «Доходное место», «Тартюф», «Без вины виноватые», «Слуга двух господ», «Бова Королевич», «Лён», «Улица радости», «Бронепоезд 14-69». Начало Великой Отечественной войны весло значительные изменения в будни театра. Актеры вступали во фронтовые бригады, гастролировавшие с представлениями по частям Красной Армии и эвакогоспиталям, записывались работать на заводы, выпускавшие военную продукцию, участвовали в сборе денег для создания военной техники. На суровые условия времени старались смотреть с юмором. В приложении к журналу «Наш театр» Рыбинского городского театра читаем: «На сцене 10 градусов ниже нуля. Вот и попробуй подавать темперамент». Похожим образом относились к большому количеству скучных классических пьес в репертуаре: «В “Рыбинской правде” — “Укрощение строптивой”. По радио — “Поединок”, а на рекламной доске у театра — “Так и будет”». Начиная с 1960-х гг. Рыбинский театр стал много гастролировать по стране. Среди маршрутов его поездок: Москва, Ленинград, Ярославль, Гомель, Вологда, Владимир, Архангельск, Ужгород, Чернигов, Могилев, Великие Луки, Кострома, Иваново, Орел, Псков, Углич, Торжок, Переславль и Ростов. Большой вклад в развитие театра внесли: заслуженный деятель искусств России Е.В. Минский, заслуженный актер России В.М. Саранчук, заслуженные артисты России О.Н. Леваков, Е.Ф. Денисов, Г. Я. Эльнатанов, заслуженный работник культуры России И.Я. Шустерман. Среди легендарных постановок этих лет: «Молодая гвардия», «Не беспокойся мама!», «Медвежья свадьба», «Грушенька», «Чайка». В 1994 г. пьеса «Не все коту масленица» заняла первое место на фестивале «Надежды России» в Вышнем Волочке. Среди популярных спектаклей 1990-х гг. хочется выделить комедию «Касатка», мелодраму «Через год на том же месте», драму «Филумена Мартурано» и сказку «Считаю до пяти».
Источник:
Рыбинский театр драмы в 1825-1995 гг.
Читать далее