Организации
Рыбинский завод дорожных машин ("РАСКАТ")
Рыбинский завод дорожных машин ("РАСКАТ")
Название
Рыбинский завод дорожных машин ("РАСКАТ")
Время создания
Историческая справка
Рыбинский завод дорожных машин - старейшее и ведущее отечественное предприятие по разработке и производству уплотняющей дорожно-строительной техники. 4 июня 1870 г. в Рыбинске были созданы железнодорожные ремонтные мастерские. После революции, до 1930 г. завод находился в ведении Наркомата путей сообщения по ремонту паровозов и вагонов. С февраля 1930 г. по январь 1931 г. - в ВСНХ акционерное общество "Трансстрой". В годы первой пятилетки в СССР впервые было начато специализированное производство строительных и дорожных машин. В 1930 году был создан трест дорожного машиностроения "Союздормашина", которому передали шесть заводов для организации на них производства дорожных машин, среди них были и Рыбинские паровозо-вагоно-ремонтные мастерские. Мастерские были реконструированы в завод дорожного машиностроения. Первый советский моторный каток «Рыбинец» был выпущен на заводе к 1 мая 1931 года. Своим ходом он прошел по праздничным улицам города в колонне демонстрантов. Каток был создан на базе трактора ХТЗ - трехвальцовый, массой 10 т, имел клепаную раму и обшивку, ручной механизм управления, керосиновый двигатель, трехскоростную коробку передач, по своим техническим и экономическим показателям он не уступал лучшим образцам иностранных дорожных катков. В течение 1931 г. было выпущено сорок катков. За десять довоенных лет было выпущено 2370 катков. В 1935 г. впервые в СССР завод выпустил болотный грузовой автомобиль. Кроме моторных и паровозных катков завод выпускал и другую продукцию: камнедробилки, планеры, тракторные лопаты, рутеры, автомобильные и тракторные снегоочистители, кусторезы. К концу довоенного периода были освоены катки МКК весом 7 и 10 т более совершенной конструкции, оснащенные смачиваемым устройством, электрооборудованием. В годы войны завод не прекращал выпуска катков и другой дорожной техники. За этот период было выпущено 93 катка. Катки этого периода работали на строительстве Комсомольска-на-Амуре, канала Волга-Москва, Кузнецкого металлургического комбината. В годы ВОв завод под номером 765 входил в состав Министерства минометного вооружения и выпускал мины и авиационные бомбы. Их изготовили 1 млн. 122 тыс. Начиная с 1951 года шло интенсивное освоение новых машин и наращивание объема их производства, продукция завода выходит на мировой рынок. На Рыбинском заводе в 1957 году был изготовлен вибрационный каток Д-422, потом появились Д-484 и Д-317Б. А затем завод перешел к выпуску катка Д-613, стоящего на уровне лучших зарубежных образцов. В начале 60-х годов завод полностью перешел на производство уплотняющей техники. Производство снегоочистителей и другой непрофильной продукции было передано на другие предприятия. Создается единый сборочный цех с конвейерно-поточной линией сборки катков. 1967 г. Д-480 - первый среди изделий, производимых предприятиями на территории Ярославской области отмечен государственным Знаком качества. Одновременно идет подготовка к выпуску трамбовочной машины Д-471. Это высокодинамичная техника ударного действия в модернизированном варианте пользуется спросом до настоящего времени. За 30 лет их производства изготовлено более 650 машин. Д-417Б использовались при строительстве КамАЗа в Набережных Челнах. С 1966 по 1970 гг. в 42 страны мира отправлены 1162 дорожные машины. В этот период экспортные поставки с маркой "Сделано в Рыбинске" составляли 18% от общего выпуска продукции. Первая половина 70-х годов. Практически полное обновление продукции завода. На смену прежним моделям пришли катки с гидродинамической и гидростатической трансмиссией. Освоение этих изделий дает новый толчок реконструкции завода. Внедряются процессы автоматической сварки, плазменной резки металла, точной штамповки, устанавливаются станки с ЧПУ и новые робототехнические комплексы. 1974 г. Сняты с производства устаревшие модели катков. Завод переходит на выпуск машин с гидравлическим управлением. проектирование и изготовление моделей Д-399 и Д-400 осуществляется на основе унификации узлов: трансмиссии, коробки передач, вальцев, вилки, редуктора. Технологичность сборки, ремонта и обслуживания возрастает. 1980 г. Рыбинские катки удостаиваются наград на международных выставках в Лейпциге, Софии, Дамаске, Ростоке и Москве. Сотрудничая с ведущими научно-техническими центрами страны: ВНИИстройдормаш, СоюздорНИИ, МАДИ, завод начинает производство 20 тонных пневмошинных катков ДУ-55 и 16 тонных комбинированных ДУ-52. Первый серийный каток отправлен на строительство "Атоммаша". 1983 г. Завод вступает в производственную кооперацию с предприятиями Польши и Болгарии. На рыбинских катках устанавливаются польские коробки передач и болгарское рулевое управление. Ресурс статических машин вырос до 9000 часов, а вибрационных - до 5000. Завод дорожных машин выпускает 100000 отечественный каток. Вторая половина 80-х годов. Переход к новым экономическим условиям: от планового снабжения материалами и комплектующими изделиями к приобретению их на рынке, от государственного заказа на продукцию, к прямым договорам с потребителями. 1990 г. Продолжается работа над новой серией катков: вибрационного ДУ-63 - 10 т., комбинированного ДУ-64 - 8,5 т., пневмоколесного ДУ-65 - 12 т. Особенностью этой серии являлась способность катков работать со смещением вальцов относительно друг друга, увеличивающая ширину укатываемой поверхности и высочайшая степень унификации при применении модульной конструкции. К настоящему времени на Рыбинском заводе изготовлено более 160 тысяч штук уплотняющей техники различного назначения. Модульный принцип конструирования позволил создать широкую гамму высокоэффективных дорожных катков с высокой степенью унификации. В настоящее время в серийном производстве ОАО «РАСКАТ» находятся катки самоходные и прицепные, вибрационные и статические, с гладкими вальцами и кулачковым бандажом, пневмоколесные и комбинированные массой от 1,5 до 25 тонн. Продукция завода сегодня поставляется как отечественным заказчикам, так и на экспорт в 70 стран мира. www.raskat.yaroslavl.ru
Местонахождение
СССР, Ярославская обл., г. Рыбинск