Спортивное общество «Санитас» (от лат. sanitas - «здоровье») было организовано в городе Мологе в 1919 году по инициативе члена российского общества «Сокол», жителя Петрограда Александра Ивановича Кревинга. Будучи раненым в 1918 году, он попал в госпиталь, где познакомился с племянником Н. А. Морозова Валентином Мясищевым, у которого в Мологе был большой дом. Мясищев и пригласил Александра Ивановича в Мологу для окончательного излечения. Поправившись, коренной петербуржец, активно включился в спортивную жизнь города. Помимо работы в техникуме и военкомате, где он был спортинструктором, Кревинг много времени уделял достижению массовости спорта Мологи, тем более, что фундамент для этого уже был заложен ещё в конце XIX века врачом В. В. Рудиным (Гимнастическая школа). Кревинг подготовил устав Мологского спортивного общества, организовал людей на изготовление недостающего спортинвентаря. В конце 1919 года, собрав мологскую молодёжь, он организовал запись в секции гимнастики, лёгкой и тяжёлой атлетики, футбольную и французской борьбы. Кревинг нашёл себе помощников из любителей, которых в Мологе было уже немало.
Большую помощь новому спортивному обществу оказал управляющий мологской конторой Главвода Пётр Семёнович Беляков. Он изыскал необходимые материалы, мастеров и на обширной площадке у кладбища был заложен летний стадион. Стадион по отзывам мологжан выглядел очень привлекательно. Вокруг футбольного поля проложили беговые дорожки, а со стороны города установили скамейки для зрителей, отделённые от дорожек тумбами с навешенными на них цепями.
Много времени, мастерства и настойчивости уделяли Кревинг и его помощник Варгасов, чтобы воспитать настоящих волевых спортсменов. Так, бегуны С. Маньков и А. Корнев не раз занимали призовые места в крупнейшие турнирах страны, а в хорошо сыгравшейся футбольной команде С. Оборин и И. Новиков часто завершали свои атаки голами. Болельщиков набиралось всегда много. Так, что не только все скамейки были заняты, но многие усаживались здесь же рядом на земляной насыпи, заросшей зелёной травой. А. Корнев, участник Великой Отечественной войны, часто вспоминал, как пригодились ему эти занятия, закалив его организм. Однажды при эвакуации из Таллина, тральщик, на котором он служил, был потоплен немцами, и Корнев оказался одним из немногих, кто под градом немецких пуль в ледяной воде сумел добраться до берега.
Зимой спортивные занятия в первые годы после революции проводились в зале мужской гимназии. После того, как тот же П. С. Беляков отремонтировал начинавший крениться на бок Манеж, там снова закипела спортивная работа. В Манеже часто устраивались спортивные праздники. В первом акте обычно проводились показательные выступления женских и мужских групп в вольных упражнениях, игре с лентами и мячами. После антракта выступали гимнасты на турниках, брусьях и коне. Общее восхищение вызывали выступления на снарядах самого Кревинга. Третье отделение открывалось французской борьбой или боксом, пользовавшихся большой популярностью у мологжан. Это было время, когда мологская молодёжь была буквально заражена спортом.
В конце 1920-х годов приезжие стали понемногу покидать Мологу. Для окончания университета уехал в Ленинград и Кревинг, однако созданное им общество «Здоровье» не распалось: нашлись надёжные преемники. Спорт уже пустил в Мологе глубокие корни, и мологжане остались его любителями до последних дней Мологи.
Источник: Нестеров Ю. А. Сказание о Ярославском граде Китеже. Рыбинск, 2017. С. 246-248.
Читать далее