В 1914г. во время первой мировой войны в Рыбинск был эвакуирован из Риги завод « Рессора». В связи с эвакуацией собственникам завода царское правительство выделило субсидию. На эти средства были возведены корпуса нескольких цехов, в одном из которых даже успели наладить ручное производство подков и плужных лемехов. Но события 1917г., революция помешали запуску завода на полную мощность. В 1918г. владельцы «Рессоры» эмигрировали за границу. В брошенных корпусах недостроенного предприятия решено было разместить будущий завод катеростроения. 16 июля 1930 года президиум исполкома рыбинского окружного Совета РК и КД утвердил соглашение, заключенное между правлением Всесоюзного объединения речного судостроения и исполкомом рыбинского окружного Совета, о строительстве в городе завода катеростроения. На капитальное строительство завода правительство выделило около 2 млн. рублей. Первым директором завода был назначен П.И. Попков, бывший рабочий, в 1930г. работавший в НКПС в должности начальника Рыбинского техучастка водных путей Северо-Западного округа и управляющий Тверским агенством Северо-Западного государственного речного флота. Еще не были завершены строительные работы, не все цеха имели оборудование, не хватало рабочей силы, но уже в июле 1931 года завод начал работать. К концу 1931 года на заводе было 5 основных производственных цехов: судостроительный, механический, деревообделочный, малярный, кузница и один вспомогательный цех – электростанция, а также был приобретен внутризаводской транспорт – 18 лошадей. До запуска электричества станки на заводе работали при помощи трехметрового деревянного колеса соединенного ременной передачей со станком. Колесо вращали попарно 4 человека. Металл приходилось резать с помощью ручных ножниц, отверстия под заклепки в стальных листах также пробивали на ручном прессе. Для горячей выбойки обшивы корпуса разводили на заводском дворе большой костер и закладывали в него металл. Разогретую сталь «обламывали» по нужным шаблонам с помощью деревянных и металлических кувалд. Редакция городской газеты «Верхне-Волжская правда», учитывая важность строящегося катерозавода для народного хозяйства страны, регулярно информировала горожан о ходе работ и о возникающих на предприятии трудностях. И уже 18 ноября 1931 г. на заводе был выпущен первый катер 11,5 м в длину, с водоизмещением 6 тонн. Катер развивал скорость до 15 км в час и мог перевозить до 20 пассажиров. Завод с каждым годом осваивал производство катеров новейших типов, водолазных ботов, сухогрузных барж, и теплоходов. В 1933 г. – был построен первый цельносварной буксирно-разъездной катер (БРК). Катер мог буксировать баржи грузоподъемностью до 150 т и при помощи двигателя 60 л.с. развивал скорость на свободном ходу свыше 18 км в час. В этом же году рыбинцы освоили строительство так называемых варповальных катеров, предназначенных для выполнения лесосплавных операций. В 1935 г. на заводе впервые в СССР было построено 4 катера на экспорт. Если до этого времени СССР только ввозил суда из-за границы, то заводом было положено начало к вывозу судов за границу. В 1936 г. заводские конструкторы разработали проект, и предприятие выпустило 46 быстроходных катеров-скутеров, один из которых был подарен в 1937 году летчику В. Чкалову. За 3 года с 1942 по 1944 гг. завод выпустил 389 катеров БМК-70, построил 5 катеров с установками реактивных минометов. Рыбинские катера во время ВОВ участвовали в битвах под Сталинградом, на реках Днепр, Березина, Припять и в различных десантных операциях. Рыбинские корабелы первые в стране освоили и построили торпедные катера дальнего действия. По своим характеристикам наши прямоидущие парогазовые торпеды не уступали аналогичным иностранным образцам. Наши катера прошли в составе военной флотилии до Шпрея, участвовали во взятии Берлина, воевали на Эльбе. С окончанием войны перед предприятием встали новые задачи. Заводу поручается строительство рейдовых тральщиков водоизмещением 100-300 т. Сооружен новый судосборочный цех, втрое превысивший по площади все имевшиеся ранее сооружения. Первые тральщики Т-587 были спущены на воду весной 1948 года. С 1949 г. на заводе стали строить пожарные катера. Первый базовый пожарный катер имел водоизмещение 180 тонн, при мощности 2500 л.с. мог развивать скорость хода до 16 узлов. В 1952-1964 гг. в Рыбинске для Военно-морского флота, министерства внутренних дел, нефтяников и морского флота было построено 82 пожарных катера, продолжается выпуск морских гидрографических ботов и целой серии буксирных теплоходов Т-63М. В это же время начался новый этап деятельности на Рыбинском «Вымпеле», продолжающийся и сегодня, — строительство ракетных катеров. Первый катер проекта 205 был сдан в 1963 году, всего же за 12 лет было построено 64 единицы. Эти катера, оснащенные крылатыми ракетами П-15, ярко показали себя в локальных конфликтах на Ближнем Востоке и в Индийском океане, и привели к «катерному буму» в мировом кораблестроении. В декабре 1971 года Рыбинский Судостроительный завод им. Володарского и Рыбинская судоверфь были включены в одно судостроительное производственное объединение. С созданием объединения основная специализация его заводов не изменилась. Преимущества работы в объединении – специализация производства, внутрифирменная кооперация – создавали дополнительные возможности для увеличения объемов производства, снижения себестоимости и улучшения качества продукции. В 1973г. Рыбинскому судопроизводственному объединению было присвоено новое наименование «Вымпел». Этапным для завода стал 1980 год – год сдачи головного ракетного катера проекта 1241РЭ «Молния». Этот катер по вооружению находится на уровне лучших мировых стандартов, а по ходовым качествам и энергоустановке превосходит лучшие зарубежные образцы. В начале 90-х годов Рыбинское судостроительное объединение «Вымпел» распалось. Предприятие сменило форму собственности и после акционирования стало именоваться АО «Судостроительный завод «Вымпел». В настоящее время Акционерное общество «Судостроительный завод «Вымпел» специализируется на выпуске средне- и малотоннажных морских и речных судов, катеров военного и гражданского назначения, серийно производит боевые ракетные и патрульные катера нового поколения, скоростные поисково-спасательные, пожарные, гидрографические, рыболовные, буксирные и другие специализированные суда, обеспечивая гарантийное и сервисное обслуживание выпускаемой продукции. Генеральным директором предприятия является Белков Олег Юрьевич.
Военные суда
Ракетно-артиллерийский катер «Катран»
Проект 20970 Ракетно-артиллерийский катер «Скорпион»
Проект 12300Ракетный катер «Молния»
Проект 12421,12418Катер специального назначения
Проект 21980ЭСкоростной патрульный катер «Мираж» Проект 14310Пограничный сторожевой катер «Ламантин»
Проект 1496М1ЭСкоростной патрульный катер «Мангуст» Проект 12150Малый пограничный катер «Чибис» Проект 21850 Малое гидрографическое судно Проект 19910 Большой гидрографический катер Проект 19920 Буксирно-моторный катер Гражданские суда
Проект 14121Многоцелевой скоростной поисково-спасательный катер Проект 12150ММорской буксир прибрежного плавания Проект 1496М1Пожарно-спасательный катер «Морж» Проект 1496МПМногофункциональное судно проекта MPV 30Морское пассажирское СПК «Комета 120М Пожарное судно проекта 16640 «Вьюн»» Проект 23160Малый рыболовный траулер рефрижераторный МРТР-30
Инфраструктура компании, разносторонняя производственная база, применяемые технологии и высококвалифицированный персонал позволяют осуществлять строительство, модернизацию и ремонт военных кораблей и гражданских судов спусковым весом до 1500 т. Общая производственная площадь предприятия составляет около 40 га, площадь крытых корпусов и эллинга более 15 га. Численность персонала более 1000 человек. На предприятии действует программа технического перевооружения и создания специализированных производственных линий и участков. Система менеджмента качества отвечает требованиям международных стандартов ИСО серии 9000. Для соответствия растущим требованиям рынка предприятие ведет постоянную работу с конструкторскими бюро, и в ближайших планах компании дальнейшая модернизация существующих проектов и расширение номенклатуры выпускаемой продукции. Имея технические возможности и квалифицированный персонал, компания выполняет различные виды судоремонта, заказы по изготовлению продукции судового назначения, объемных металлоконструкций и различных видов металлообработки.
Развитые инженерная, транспортная и социальная инфраструктуры компании позволяют оказывать и другие виды услуг.
Виды оказываемых услуг на АО «ССЗ «Вымпел»
• Судовое оборудование
• Судоремонт
• Очистка и грунтовка листового и профильного проката
• Раскрой листового и профильного проката
• Изготовление объемных металлоконструкций
• Металлообработка крупногабаритных деталей
• Хранение яхт
• Транспортировка катеров и судов
Завод прошел путь от полукустарного предприятия до одного из лучших судостроительных предприятий страны. Было построено более 30 тыс. катеров различных типов. Почти 40 лет основная продукция поставляется на экспорт. За это время более 1800 катеров экспортировано в 29 стран мира. В этом году «Вымпел» открывает базовую кафедру в Санкт-Петербургском Государственном Морском Техническом Университете.
За время своего существования завод неоднократно менял свое название:
Рыбинский завод катеростроения - 1930-1939г.
Государственный союзный завод № 341 - ноябрь 1939 - август 1960г.
Предприятие п\я 9 - август 1960 – май 1966г.
Рыбинский судостроительный завод – май 1966 – декабрь 1971г.
Рыбинское судостроительное объединение - декабрь 1971 – июль 1973г.
Рыбинское судостроительное объединение «Вымпел» - июль 1973 – 1992г.
АО «Судостроительный завод «Вымпел» - с 1992г. - по настоящее время.
В настоящее время АО «ССЗ «Вымпел» входит в концерн «Калашников».
Источники:
1. Маринин В.Ю. Рыбинский «Вымпел», 1930 – 2000. –Ярославль: Верхняя Волга, 2000.
2. Беляков Ю.П. Рыбинские корабелы. –Ярославль: Верхне-волжское книжное издательство, 1981.
3. Сайт АО «ССЗ «Вымпел» - vympel-rybinsk.ru
Читать далее