В результате буржуазных реформ 1860-х – 1870-х годов XIX века на основании «Городового положения» от 16 июня 1870 года в Рыбинске были созданы органы городского самоуправления. Согласно этого Положения в городах должны были создаваться выборные бессословные органы городского управления местным хозяйством – городские думы, как распорядительные органы, и городские управы – как исполнительные.
Во главе городской управы стоял городской голова, он же являлся председателем городской думы. Число членов управы определялось городской думой, но не должно было быть менее двух человек, кроме председателя. Члены управы избирались думой из числа гласных думы. Кроме того, из числа гласных или кандидатов в гласные избирался городской секретарь, являвшийся одновременно и секретарём думы на весь срок действия городской думы и управы – на 4 года. Городской голова и городской секретарь значились зачисленными на государственную службу.
В городе Рыбинске на основании «Городового положения» в результате городских выборов, прошедших 3 августа 1871 года, образовался полный состав городской управы: городской голова, четыре члена и секретарь. С выборами в городскую управу членов и секретаря и по принятии ими присяги 9 августа 1871 год городская управа считалась образовавшейся.
В функции городской управы входило управление хозяйственной жизнью города, исполнение определений думы, сбор нужных ей сведений, составление проектов городских смет (росписей), взимание и расходование городских сборов. Попечительству городской управы подлежали городской транспорт, освещение, отопление, канализация, водопровод, благоустройство города, а также заведывание школьным, медицинским, благотворительным делом, городской торговлей и кредитом.
Для непосредственного руководства отдельными вопросами местного хозяйства при управе создавались исполнительные комиссии – постоянные и временные – из числа членов управы и горожан, обладающих избирательным правом. Однако, согласно «Городовому положению» по предложению головы, дума могла избрать в председатели комиссии «особое лицо». В этом случае председатель комиссии присутствовал на заседаниях городской управы при рассмотрении подконтрольных ему вопросов. Для технической работы в управе назначался штат платных работников-канцеляристов; также к работе привлекались специалисты разного профиля.
При Рыбинской городской управе в разное время работали комиссии: бюджетная, квартирная, раскладочная, оценочная, по оценке городских земель, общественного призрения, продовольственная и т.д.
В 1914 году на заседании думы были избраны восемь постоянных комиссий на четырёхлетие 1914-1917 года: финансовая, народного образования, технико-строительная, народного здравия, промышленная, городского благоустройства, ревизионная, по переустройству городской гавани.
Деятельность управы строго контролировалась губернатором, который возглавлял губернское по городским делам присутствие – учреждение, созданное для надзора за работой дум и управ.
Городские органы самоуправления до 1892 года избирались налогоплательщиками городских налогов сроком на 4 года. Согласно «Городовому положению» от 11 июня 1892 года налоговый ценз для избирателей был заменён имущественным. Избирательные права получили только те жители, которое имели недвижимое имущество, оценённое особой оценочной комиссией на сумму в 300 рублей в уездном городе. В число избирателей включались и владельцы торгово-промышленных заведений города, имеющие гильдейские свидетельства. Мелкие и средние налогоплательщики лишались избирательных прав. Число избирателей резко сократилось.
В июле 1918 года Рыбинская городская управа была упразднена, существуя в последнее время одновременно с органами советской власти.
Источник: РФ ГАЯО. Ф-9.
Читать далее