До поступления в Музейный фонд картина «Богоматерь» (название по документам Музфонда) принадлежала графу Н.П.Ферзену (собрание 70) и находилась по адресу: Мойка, 33. (ОР ГЭ. Ф.IV. Оп.I. Ед.хр.898). Сведения предоставлены Е.В.Николаевой.
Икона является подписным произведением М.В. Нестерова (1862–1942). Справа внизу на лицевой стороне доски имеется авторская подпись и дата: «М. Нестеровъ 1907 г.». Вероятнее всего, именно об этой иконе Нестеров упоминал в письме из Абрамцева, датированном 6 сентября 1907 г.: «…По приезде начну…Богоматерь для гр. Ферзен»1. Вероятно, заказчица иконы — графиня София Александровна Ферзен (урожденная княжна Долгорукова; 1870–1957), жена Николая Павловича Ферзена (1858–1921), генерал-майора свиты императора, адъютанта великого князя Владимира Александровича.
Нестеров испытал сильное влияние стиля модерн, очень индивидуально претворив его в структуре произведений. Образ, одушевленный искренним религиозным чувством, сложно назвать иконой в традиционном значении слова. Быть может, суть различия кроется в сугубо личных представлениях Нестерова об облике Богородицы и Христа, которыми он не смог пожертвовать ради обобщения, свойственного иконописи.
Примечания
1. Нестеров М. В. Письма. Вступ. статья, составление и комментарии Русаковой А. А. Л.,1988. С. 228.