Вероятно, этот эскиз следует датировать периодом обучения Котарбинского в Академии художеств. Он и выполнен на традиционную для Академии библейскую тему «Переход евреев через Чермное море». Согласно повествованию Ветхого Завета, по молитве пророка Моисея после его удара жезлом по воде произошло чудо: Красное (Чермное) море расступилось, вода встала двумя стенами, образовав водный коридор и обнажив дно. Странствовавшие по Египту сорок лет израильтяне смогли вернуться в землю обетованную, тогда как их преследователи-египтяне были потоплены водами моря. На картине изображено, как по земле, появившейся из-под отступивших морских волн, идёт народ Израилев, ведомый раскинувшим руки в порыве Божественного вдохновения пророком Моисеем. Его широкий жест контрастирует с боязливым восторгом идущих рядом с ним, волнением остальных иудеев и испугом животных.
*В экспрессивно процарапанных силуэтах бросившихся в сторону овец можно угадать что-то от знаменитых «Библейских эскизов» А.А. Иванова.
*Изобилие животных (невозмутимые верблюды, машущие крыльями гуси, упирающийся вол) говорит о влиянии реалистического направления в искусстве.
*Живопись эскиза очень свободная, пленэрная, с синими тенями и рефлексами неба, она отчасти сродни поискам импрессионистов.