Икона написана на сюжет притчи Христовой, служащей ответом на вопрос «Кто есть ближний?» и повествующей о милосердном самарянине, который оказал помощь человеку, раненному разбойниками и брошенному ими у дороги (Лк. X, 29-37). Кроме прямого смысла - о любви к ближнему - эта притча, по толкованиям святых отцов, имеет и более глубокое значение. Человек, идущий из Иерусалима в Иерихон, - это праотец Адам и в его лице все человечество, изгнанное из рая за грех. Разбойники - бесы, толкнувшие людей на путь греха. Раны - греховные язвы в душах людей. Священник и левит, прошедшие мимо, - ветхозаветный закон, не способный спасти человека. Под образом же милосердного самарянина следует понимать самого Христа, врачующий души. Гостиница - это Церковь, а гостинник - образ пастырей Церкви. Обещание самарянина на обратном пути зайти в гостиницу для окончательного расчета, есть указание на второе пришествие Христа на землю.
Иконописец изображает самарянина в облике Христа не иносказательно, а иконографически-конкретно. Розовый Иерусалим противопоставлен минорно-синему Иерихону. Земля, процветшая сказочными цветами и деревьями, напоминает о красоте и совершенстве рая, некогда потерянного и обретенного вновь теми, кто последует примеру «Милосердного Самарянина». По живописным приемам образ близок иконам «Видение Иакова» и «Жертвоприношение Авраама».
Образы райской красоты Рыбинск 2014 г. Православное искусство земли Рыбинской XIV - XXI веков 2016 г. Иконы рыбинского музея 2006 г. Краски вечности 2007 г.