Успение не описано в Новом Завете, в основе этого сюжета — ряд апокрифов («Слово Иоанна Богослова на Успение Богородицы», «Слово Иоанна Солунского») и тексты службы празднику. День кончины Богородице за три дня до Успения был возвещен архангелом Гавриилом. Апостолы, за исключением апостола Фомы, были перенесены к Ее одру на облаках из разных стран. Богородица, без страданий, как бы засыпая, отошла в Жизнь Вечную. Явившись в необычайном свете, Христос принял Ее душу. Фома опоздал к погребению на три дня и желал проститься с Божией Матерью. Однако когда для него открыли гроб, нашли в нем лишь пелены и удостоверились в воскресении Богородицы.
Икона — образец народного, скорее всего, местного письма. Редкий для поздней иконописи мотив здесь — изображение апостолов на облаках. Смелая красочность письма лишена диссонансов. Изумрудные, розовые, малиновые, синие цвета подобны радужно сверкающей оправе драгоценности — белоснежно-чистой души Богоматери.