На иконе святитель облачен в крещатую фелонь - символ той пурпурной хламиды, которая была надета на Христа перед Распятием. Образ Голгофы зримо представлен на крышке Евангелия. На плечи святителя возложен омофор с крестами - символ заблудшей овцы, спасенной Добрым Пастырем.
Икона, видимо, была написана в старообрядческих мастерских города Романова. Использование цветных лаков и узорочье «под чернь» адресует к традициям Семена Спиридонова и других ярославских иконописцев второй половины XVII в. Крышка книги в руке святителя Николая имитирует эмалевые миниатюры напрестольных Евангелий. В силу тщательной деталировки изборожденный морщинами лик приобретает выражение самоуглубленного покоя и пристального внимания к малейшему движению души созерцающего икону. Эта высота молитвенной собранности святого побуждает, умирив суетные чувства и кипение праздных мыслей, в благоговейной тишине сердца предстоять его образу.
Музейная экспозиция 1994 Образы райской красоты Рыбинск 2014 г. Иконы рыбинского музея 2006 г. Иконы "романовских писем" на Ярославской земле. Тайны и открытия забытой традиции" 2010 г. "Романовские письма". Старообрядческая иконопись Романова-Борисоглебска и окрестностей второй половины XVIII - XIX веков. Москва 2013 (июнь - август)