Вернуться
5 из 7
Просмотрено 5 из 7
Икона. Введение Богородицы во Храм. Около 1834 г.
Икона. Введение Богородицы во Храм. Около 1834 г.
Название
Икона. Введение Богородицы во Храм
Датировка
Около 1834 г.
Материал, техника
дерево, левкас; темпера, золочение
Размер
Легенда
Икона досталась владелице, Вихаревой Галине Владимировне, по наследству от бабушки Ксении Сергеевны Вихаревой, которая проживала в деревне Чахлово (Зорино) около Большого села. Алексей Степанович Вихарев является предком по линии бабушки. Деревня принадлежала гр. А.Орловой-Чесменской. Икона хранилась в семье Вихаревых в Большом Селе под Ярославлем. В 30-е гг. XIX в. предок последней владелицы иконы был в этих краях поверенным вотчины свободных хлебопашцев, как повествует надпись на иконе. Здесь были земли графини Анны Алексеевны Орловой-Чесменской - дочери Алексея Орлова. Она посвятила жизнь замаливанию его грехов и делам милосердия, была богомольна, благочестива, ходили слухи, что она в тайном постриге и носит под богатыми туалетами власяницу. Духовная дочь архимандрита Фотия, чьи драматические отношения с царствующей династией, знатью и духовенством будоражили высшее общество при его жизни и порождали легенды после смерти, протежировала ему в свете, вкладывала огромные средства в Юрьев монастырь под Новгородом, заново отстроенный и превращенный из захолустного в богатейший в России.
Аннотация
Икона — благословение графини Анны Орловой-Чесменской и ее духовника, архимандрита Фотия. Архитектура Иерусалимского храма на ней условна. Бесконечно варьируются многоярусные башенки, переходы, арочки, ряды щипцов и навершия. Престол с Богородицей во Святая Святых мастер возносит к самому золотому небу. Складки одежд спадают ступенями с заостренными, как иглы, краями. В облике Богоотроковицы, ее взрослой по пропорциям фигуры, подчеркивается особая истонченность. Икона хранилась в семье Вихаревых в Большом Селе под Ярославлем. В 30-е годы XIX в. предок последней владелицы иконы, как повествует надпись на нижнем поле, был в этих краях поверенным вотчины свободных хлебопашцев. Здесь были земли графини А.А. Орловой-Чесменской. Духовная дочь архимандрита Фотия покровительствовала ему в свете, вкладывала огромные средства в Юрьев монастырь под Новгородом, превращенный из захолустного в богатейший. По благословению архимандрита Фотия писалась также икона «Собор архистратига Михаила», хранящаяся ныне в Эрмитаже.
Персоналии
Орлова-Чесменская Анна Алексеевна (Персоналия)
Фотий (Спасский) Петр Никитич (Персоналия)
Выставки
Выставка новых поступлений 1996
"Теплой заступнице мира холодного..." 1994
Иконы рыбинского музея 2006 г.
Иконы с надписями, подписями и датами из собрания Рыбинского музея 2009
Выставка православного искусства 1999
Тип предмета
Коллекция
Древнерусское искусство
Музейный номер
РБМ-16020. И-192
Ларец. 1831 г.
Бумага о принятии денег вотчины "свободных хлебопашцев" графини А.А. Орловой-Чесменской. 2 л. 1836 г.