Экспонаты
Икона. Введение Богородицы во Храм. Около 1834 г.
Икона. Введение Богородицы во Храм. Около 1834 г.
Название
Икона. Введение Богородицы во Храм
Датировка
Около 1834 г.
Материал, техника
дерево, левкас; темпера, золочение
Размер
Легенда
Икона досталась владелице, Вихаревой Галине Владимировне, по наследству от бабушки Ксении Сергеевны Вихаревой, которая проживала в деревне Чахлово (Зорино) около Большого села. Алексей Степанович Вихарев является предком по линии бабушки. Деревня принадлежала гр. А.Орловой-Чесменской. Икона хранилась в семье Вихаревых в Большом Селе под Ярославлем. В 30-е гг. XIX в. предок последней владелицы иконы был в этих краях поверенным вотчины свободных хлебопашцев, как повествует надпись на иконе. Здесь были земли графини Анны Алексеевны Орловой-Чесменской - дочери Алексея Орлова. Она посвятила жизнь замаливанию его грехов и делам милосердия, была богомольна, благочестива, ходили слухи, что она в тайном постриге и носит под богатыми туалетами власяницу. Духовная дочь архимандрита Фотия, чьи драматические отношения с царствующей династией, знатью и духовенством будоражили высшее общество при его жизни и порождали легенды после смерти, протежировала ему в свете, вкладывала огромные средства в Юрьев монастырь под Новгородом, заново отстроенный и превращенный из захолустного в богатейший в России.
Аннотация
Икона — благословение графини Анны Орловой-Чесменской и ее духовника, архимандрита Фотия. Архитектура Иерусалимского храма на ней условна. Бесконечно варьируются многоярусные башенки, переходы, арочки, ряды щипцов и навершия. Престол с Богородицей во Святая Святых мастер возносит к самому золотому небу. Складки одежд спадают ступенями с заостренными, как иглы, краями. В облике Богоотроковицы, ее взрослой по пропорциям фигуры, подчеркивается особая истонченность. Икона хранилась в семье Вихаревых в Большом Селе под Ярославлем. В 30-е годы XIX в. предок последней владелицы иконы, как повествует надпись на нижнем поле, был в этих краях поверенным вотчины свободных хлебопашцев. Здесь были земли графини А.А. Орловой-Чесменской. Духовная дочь архимандрита Фотия покровительствовала ему в свете, вкладывала огромные средства в Юрьев монастырь под Новгородом, превращенный из захолустного в богатейший. По благословению архимандрита Фотия писалась также икона «Собор архистратига Михаила», хранящаяся ныне в Эрмитаже.
Персоналии
Орлова-Чесменская Анна Алексеевна (Персоналия)
Фотий (Спасский) Петр Никитич (Персоналия)
Выставки
Выставка новых поступлений 1996
"Теплой заступнице мира холодного..." 1994
Иконы рыбинского музея 2006 г.
Иконы с надписями, подписями и датами из собрания Рыбинского музея 2009
Выставка православного искусства 1999
Тип предмета
Коллекция
Древнерусское искусство
Музейный номер
РБМ-16020. И-192