Выставки
Между землей и небом. Барокко. Рыбинск. Образы эпохи., январь-март 2023
Между землей и небом. Барокко. Рыбинск. Образы эпохи., январь-март 2023
Название выставки
Между землей и небом. Барокко. Рыбинск. Образы эпохи.
Даты проведения выставки
январь-март 2023
Организация
ГАУК ЯО "Рыбинский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник"
Аннотация
Выставка отражает своеобразие коллекций Рыбинского музея, где нет дворцовой роскоши царских резиденций. Здесь господствует на вид сдержанная, но богатая внутренняя жизнь мироздания, тихая метафизика вещей, глубокий пафос идей. По своему духу и «европейский» зал с преобладанием голландских и немецких памятников, и «русский» зал с ансамблями провинциальных усадеб и церквей - близки представлению о северном барокко, более скромном, но таинственном, полном метафор и знаков. Стиль барокко иногда считают «мостом в Небо», это противоречивый союз космичности мышления и земного рацио, запредельной духовности и плотски-материального мира вещей. Поэтому на выставке акцентировано главное качество эстетики барокко – ее устремленность от земного к небесному. Мир божественных истин на выставке – это вечные темы, библейские мотивы в произведениях зачастую неизвестных мастеров. Огромное многофигурное полотно «Голгофа» XVII века и отреставрированную ветхозаветную сцену «Нахождение Моисея» XVIII века, икону «Видение лествицы Иаковом» и Царские врата с могучими скульптурно вырезанными фигурами апостолов на Тайной Вечере – зритель увидит впервые. Драматичным евангельским событиям гравюр знаменитых европейцев Галеструцци, Гольциуса, Сваненбурга, Лересса вторят те же сюжеты русских икон, написанных под обаянием «небесного вихря» заграничных образцов, но в рамках канона. Земное начало воспето голландцами круга мастеров Яна ванн Хёйсума и Яна Веникса в пышных, насыщенных символами цветочных и охотничьих натюрмортах XVII-XVIII столетий. Проникновенны и созерцательны пейзажи на анонимных холстах и гравюрах, и в неаполитанских майоликах Николы Капалетти. «Мужчина и женщина» – одна из любимых тем в искусстве барокко. Полна скрытых смыслов картина неизвестного голландца «Дама и кавалер с виноградом», символизирующая и изобилие, и христианские идеалы, и осень жизни. Дух галантного века с непревзойденным изяществом передают фарфоровые статуэтки знаменитой мейсенской мануфактуры. Любовь жертвенная, святая отражена в образах икон, надолго сроднившихся с экспрессией барокко. Любовь земная расцвела всеми красками в портретах местной знати из дворянских усадеб под Рыбинском. Под кистью именитого художника Ивана Вишнякова фигуры трогательно серьезных при венчании супругов Николая и Ксении Тишининых в громоздких костюмах обретают черты наивной театральности. В русских портретах, как на балу, собран весь высший свет: императоры Петр III, Екатерина II и пятилетняя княжна Анастасия Давыдова – будущая воспитанница Смольного института благородных девиц. Драгоценны и изысканны на выставке чаши-шутихи венецианского стекла с филигранями из Мурано. Дельфтские фаянсы с кобальтовой росписью мастерских «Павлин», «Двойной кувшин» и полихромные майолики керамистов Руана и Невера поражают сочностью и свободой декора. Крайне редки ранние гравированные кубки Петербургского стекольного завода и причудливые квасники Гжели. Стиль барокко актуален по сей день. Его динамизм сродни скоростям ныне живущего человека, а вектор движения вверх
Ссылки
Итальянское блюдо середины XVI века. Фаэнца.
Неизвестный художник круга Фердинанда Боля. Дама и кавалер с виноградом. Конец XVII- начало XVIII вв. Голландия.
Блюдо декоративное с изображением цапли. Италия, последняя треть XVII века. Майолика, роспись кобальтом по оловянной глазури.
Икона «Видение лествицы праотцем Иаковом». Последняя четверть XVIII в. Икона «Видение преподобного Иоанна Лествичника». Вторая половина XVIII в.
Тарелки декоративные. Франция, г. Руан. Середина XVIII века.
О мероприятии с участием клуба «Танелорн»
О мероприятии с участием клуба «Танелорн»
О мероприятии с участием клуба «Танелорн»
Царские врата
Пейзажи на выставке «Барокко. Рыбинск. Образы эпохи»
Неизвестный художник. Голгофа. XVII в.(?) Холст, масло.
статья Надежды Максимовой «Блистательное барокко» («газета «Рыбинские известия» 11.01. 2023)
Источник:ГТРК «Ярославия»Опубликовано:26.01.2023
Выпуск программы «Вести Ярославль» об открытии выставки
Выпуск программы новостей телеканала «Рыбинск-40» об открытии выставки
Видеоэкскурсия по выставке "БАРОККО. РЫБИНСК. ОБРАЗЫ ЭПОХИ. Между землёй и небом"
Видеоэкскурсия по выставке "БАРОККО. РЫБИНСК. ОБРАЗЫ ЭПОХИ. Между землёй и небом"