Выставка отражает своеобразие коллекций Рыбинского музея, где нет дворцовой роскоши царских резиденций. Здесь господствует на вид сдержанная, но богатая внутренняя жизнь мироздания, тихая метафизика вещей, глубокий пафос идей. По своему духу и «европейский» зал с преобладанием голландских и немецких памятников, и «русский» зал с ансамблями провинциальных усадеб и церквей - близки представлению о северном барокко, более скромном, но таинственном, полном метафор и знаков.
Стиль барокко иногда считают «мостом в Небо», это противоречивый союз космичности мышления и земного рацио, запредельной духовности и плотски-материального мира вещей. Поэтому на выставке акцентировано главное качество эстетики барокко – ее устремленность от земного к небесному.
Мир божественных истин на выставке – это вечные темы, библейские мотивы в произведениях зачастую неизвестных мастеров. Огромное многофигурное полотно «Голгофа» XVII века и отреставрированную ветхозаветную сцену «Нахождение Моисея» XVIII века, икону «Видение лествицы Иаковом» и Царские врата с могучими скульптурно вырезанными фигурами апостолов на Тайной Вечере – зритель увидит впервые.
Драматичным евангельским событиям гравюр знаменитых европейцев Галеструцци, Гольциуса, Сваненбурга, Лересса вторят те же сюжеты русских икон, написанных под обаянием «небесного вихря» заграничных образцов, но в рамках канона.
Земное начало воспето голландцами круга мастеров Яна ванн Хёйсума и Яна Веникса в пышных, насыщенных символами цветочных и охотничьих натюрмортах XVII-XVIII столетий. Проникновенны и созерцательны пейзажи на анонимных холстах и гравюрах, и в неаполитанских майоликах Николы Капалетти.
«Мужчина и женщина» – одна из любимых тем в искусстве барокко. Полна скрытых смыслов картина неизвестного голландца «Дама и кавалер с виноградом», символизирующая и изобилие, и христианские идеалы, и осень жизни. Дух галантного века с непревзойденным изяществом передают фарфоровые статуэтки знаменитой мейсенской мануфактуры.
Любовь жертвенная, святая отражена в образах икон, надолго сроднившихся с экспрессией барокко. Любовь земная расцвела всеми красками в портретах местной знати из дворянских усадеб под Рыбинском. Под кистью именитого художника Ивана Вишнякова фигуры трогательно серьезных при венчании супругов Николая и Ксении Тишининых в громоздких костюмах обретают черты наивной театральности. В русских портретах, как на балу, собран весь высший свет: императоры Петр III, Екатерина II и пятилетняя княжна Анастасия Давыдова – будущая воспитанница Смольного института благородных девиц.
Драгоценны и изысканны на выставке чаши-шутихи венецианского стекла с филигранями из Мурано. Дельфтские фаянсы с кобальтовой росписью мастерских «Павлин», «Двойной кувшин» и полихромные майолики керамистов Руана и Невера поражают сочностью и свободой декора. Крайне редки ранние гравированные кубки Петербургского стекольного завода и причудливые квасники Гжели.
Стиль барокко актуален по сей день. Его динамизм сродни скоростям ныне живущего человека, а вектор движения вверх
Читать далее