Моде́рн (от фр. moderne — современный, новый, молодой) — художественное направление в архитектуре, декоративно-прикладном и изобразительном искусстве в конце XIX — начале XX века. Модерн, как стиль, имеющий всемирную географию, получил в России бурное и самобытное развитие. Утонченная эстетика, рафинированный шик, элегантная чувственность, витиеватая плавность «природных» линий, интерес к новым технологиям, расцвет прикладного искусства — вот что такое стиль модерн.
Яркий след оставил модерн и в Рыбинске. Серебряный век – время рождения в Рыбинске музейного дела, расцвета в экономике, культуре, общественной жизни. Город кипел от притока новых сил, идей и их блестящих воплощений, оборота капиталов. Соперничество между старым и новым, ностальгией и новаторством, традицией и модернизмом уподобляло Рыбинск этой поры большому пароходу, уверенно врезающемуся в волны будущего. Немало параллелей вызывает эпоха модерна в Рыбинске с нашими днями. Экспериментаторство, применение новых технологий, появление новых манер, техник, поиск современных решений в облике городской среды – всё это присуще Рыбинску сейчас. Культура XXI века нуждается в новом синтезе. Быть может, мы стоим на пороге рождения нового стиля.
Выставка - это первый стилевой проект в Рыбинском музее-заповеднике за всю его 110-летнюю историю. Выставка посвящена русскому модерну. Иностранные памятники на ней станут исключением.
На выставке представлены более 200 уникальных произведений живописи, графики, иконописи, фарфора и стекла, мебели, скульптуры, текстиля, декоративно-прикладного искусства в стиле модерн светского и церковного обихода из коллекций Рыбинского музея-заповедника.
Линия столичных образцов представлена великими именами. Впервые вместе можно видеть рисунки И.Е. Репина, К.Ф. Юона, А.Н. Бенуа, В.А. Серова, Ф.А. Малявина; эскизы декораций Н.К. Рериха и С.Ю. Судейкина, эскизы театральных костюмов Л.С. Бакста, книжную графику С.В. Чехонина, меню императорского обеда в исполнении В.М. Васнецова, икону Богоматери кисти М.В. Нестерова 1907 года.
Особенным изыском отличаются посуда и дамские туалетные принадлежности заводов М.С. Кузнецова в Твери, Рыбинске, Риге, Дулево, редкий образец продукции художественного гончарного завода С.И. Мамонтова в Абрамцево, завода Болотиных, несколько фарфоровых изделий из Англии, Дании, Китая. Стекло представлено Императорским стекольным заводом, Гусевским заводом Мальцовых.
Рыбинские по происхождению памятники зачастую исполнены в «неорусском стиле» - национальном варианте модерна. Самобытны чудом уцелевшие предметы убранства домовой церкви Тюменевско-Баскаковского приюта – витраж, плащаница, хоругви, венец – некогда цельный ансамбль авторства выпускника Строгановского училища В.Е. Егорова, в будущем художника кино. В технике выжигания по дереву выполнен мебельный гарнитур с дачи купца Дурдина рыбинской мастерской Н. Савинова с росписями по мотивам известных сказочных иллюстраций в «неорусском стиле» И.Я. Билибина, В.М. Васнецова, Э.Э. Лисснера. Графические виды Рыбинска пролеткультовцев П.Т. Горбунцова, Я.Ю. Штернберга, М.М. Щеглова и фарфор рыбинской фабрики в Песочном - свидетельство долгой жизни модерна в провинции, до 1920-1930-х годов.
Частью выставочного проекта является и само здание музея бывшей Новой хлебной биржи – шедевр «неорусского стиля» столичного уровня с неповторимыми деталями в облицовке, лепнине, решетках, изразцах по эскизам М.А. Врубеля.
Эволюция стиля модерн на русской почве и, в частности, в Рыбинске – одна из любимых научных тем рыбинского искусствоведа, сотрудника музея С.Н. Овсянникова. Эту выставку мы посвящаем его памяти.
Читать далее