Выставки
Совет да любовь, 2019-2020
Совет да любовь, 2019-2020
Название выставки
Совет да любовь
Даты проведения выставки
Организация
ГАУК ЯО "Рыбинский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник"
Аннотация
Семья, как одна из форм организации жизни людей, имеет большое значение, как для отдельной личности, так и для общества в целом. Семейные отношения во многом определяют социальное и культурное развитие любой общественной группы. Семья является основным носителем культурных традиций, передаваемых из поколения в поколение. В семье человек усваивает социальные роли, получает основы образования, навыки поведения. В семье формируется комплекс мировоззренческих ориентиров, определяющих чувство принадлежности к определенному национальному, социальному и политическому сообществам. Выставка "Совет да любовь" - это рассказ о любви и духовно-семейных ценностях, о брачно-правовых отношениях и свадебно-обрядовых традициях «от Руси до России и СССР», которые складывались под влиянием религиозно-общественных воззрений и трансформировались на протяжении времени, принимая различные формы. С давних пор именно свадьба считается самым важным событием в жизни, определяющим все будущее существование человека. Создание семьи было сакральным действием, поэтому наши предки придерживались традиций и строго соблюдали особые правила-обряды, наполненные глубоким смыслом. Свадебный ритуал включал последовательные действия, которые нужно было обязательно все исполнить: сватовство, смотрины, сговор-челобитье, богомолье, девишник (расплетание косы, обряд красоты, невестина баня), молодечник, обряжение невесты, жениха, свадебный поезд, венчание, встреча, заплетание и кручение кос, свадьба-торжество и некоторые другие. Предметы народного быта и искусства - свадебные пряничные доски, сундуки с "приданым", полотенца, народный костюм расскажут о "свадебных народных традициях." В период Средневековья на Руси основной становится традиционная христианская модель брака: патриархальная моногамная семья, которая была микромоделью общества. Отношения в ней выстраивались по образу - «как на небе, так и на земле», что соответствовало отношениям в государстве. Эта модель просуществовала в России до 20 века и до сих пор имеет право на существование в современном обществе. Главенствующую роль играл «государь», то есть муж. Человек без семьи считался неполноценным членом общества. Жизнь человека была строго регламентированной постулатами «Домостроя», им безоговорочно верили и придерживались. Формированию взгляда на распределение семейных ролей, на отношение к женщине в обществе в XVIII - XIX вв. способствовали «народные картинки», лубки с сюжетами о «злых и добрых женах», о любви и неверности, о «худом домоправительстве» и др." На выставке будут представлены репродукции народного лубка XVIII в., собранные и изданные Д.А.Ровинским в XIX в., парные супружеские купеческие портреты, хорошо иллюстрирующие тему "домостроевской семьи". В XVIII и XIX столетии жениху и невесте предстояло пройти долгий путь перед тем, как стать мужем и женой: получить ряд разрешительных документов, составить опись приданого, организовать помолвку и выдержать трехдневный пир. Список приданого считался официальным документом и назывался «рядной записью». В петровские времена начинаются изменения в правовой основе брачных союзов. Согласно указу 1702 г., сделки между родителями утрачивали юридическую силу, и жених даже после обручения мог отказаться от невесты, узнав, что она «безобразна, скорбна и нездорова». Именно Петр ввел метрические книги, куда вносилась информация о вступающих в брак, также увеличил возрастные рамки для вступления в брак. С течением времени права самих брачующихся постепенно увеличивались. Например, уже в XVIII веке женщины могли разводиться с мужьями по собственной инициативе. Дворянская свадьба в XVIII - XIX вв. строилась как смешение «русского» и «европейского» обычаев. Причем до 20-х годов XIX века преобладало стремление справлять свадьбы «по-европейски», то есть более просто в ритуальном отношении. В дальнейшем же в дворянской среде намечается вторичное стремление придавать обряду национальный характер. Известные истории из личностных и семейных отношений, связанные с родом Мусиных-Пушкиных, Тишининых, портреты которых будут представлены на выставке, внесут лирико-романтическую ноту в повествование и в то же время добавят реалистичности, оживленности давно минувшим событиям. Выбор "свадебного платья" был актуален и важен для женщины во все времена. Коснуться истории свадебного наряда помогут изобразительные источники - это, прежде всего, парные портреты Тишининых и фотографии новобрачных кон. XIX- нач. XX вв., а также подлинные свадебные наряды - от крестьянской женской рубахи до платьев 20-30-х гг. и 70-х гг. XX в. В эпоху христианства в сфере межличностных отношений супругов доминировали родительские роли над ролями эротическими, последние не совсем отрицались, но признавались малозначительными. Наступивший XVIII век изменил и быт, и образ жизни. Новые взгляды проникли в область семейных отношений, стало иным и отношение к любви. Теперь о любви можно было прочесть в романах и повестях, увидеть «пасторальные» сцены на гравюрах и картинах, привезенных из Западной Европы, услышать любовные монологи с подмостков первого русского театра. Распространение любовных сюжетов было обусловлено рождением иного миросозерцания. Тема эротики в музейной коллекции отражена в западно-европейской гравюре XVII -XVIII вв. (Лересс и др.), фарфоровых статуэтках, табакерках XVIII в., геммах, скульптуре и др. с мифологическими и светскими сюжетами. Строго соблюдалась традиция оформления свадебного стола и порядок гостей. Тема "свадебных застолий" с сервированными металлической, фарфоровой, стеклянной посудой столами дополнит образный ряд выставки. Разделы, посвященные брачно-свадебным отношениям конца XIX – XX вв., будут проиллюстрированы живописными и графическими произведениями, фотографиями и документами, фарфоровыми изделиями и свадебными нарядами. Завершит выставку раздел «Духовная семья. Венчание». В этом разделе будут показаны венчальные иконы и венцы, произведения западно-европейской живописи с евангельскими сюжетами. Образ выставки - белый голубь как символ чистой верной любви.