Вернуться
5 из 7
Просмотрено 5 из 7
Стихия русской народной жизни в искусстве XIX века, 2019 г.
Стихия русской народной жизни в искусстве XIX века, 2019 г.
Название выставки
Стихия русской народной жизни в искусстве XIX века
Даты проведения выставки
Организация
ГАУК ЯО "Рыбинский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник"
Аннотация
С 18 октября 2019 года в Рыбинском музее-заповеднике проходила выставка «Стихия русской народной жизни в искусстве XIX века». На ней представлено более 50 произведений живописи и графики русских мастеров демократического направления из государственных музейных собраний Вологодской областной картинной галереи и Рыбинского музея-заповедника. Выставка призвана погрузить в атмосферу повседневной жизни России второй половины XIX века. Художники с упоением повествуют в красках о простом быте низовых слоев русского общества: крестьян, торговцев, народных лекарей, горожан небогатых сословий. Хлесткая острота характеристик в портретных этюдах «Старик-крестьянин» (к картине «На миру») С. Коровина, «Два малоросса» В. Маковского, «Пастушок» К. Лемоха сменяется размеренностью привычного уклада в жанровых полотнах «Уборка хлеба» П. Грузинского, «Дровяной базар» С. Малютина, «Конская ярмарка» П. Ковалевского. Всё это с неподкупной правдивостью, без прикрас и со всеми бесхитростными подробностями, с психологической точностью деталей, в которых художникам-передвижникам по сей день нет равных. В. Мешков изображает тихую идиллию – в залитой светом комнате под заботливым присмотром матери мальчик купает в тазу котенка. Порой сюжеты картин напротив глубоко драматичны, экспрессивны, как у И. Колесникова с застигнутыми в бурю в степи возами. В литографиях из «Русского художественного альбома» 1861 года заключена целая энциклопедия русских типов и нравов: «Знахарка» А. Корнеева, «Сын дьячка, получивший первый чин» В. Перова, «Три мужика» и «Не то, чтоб очень пьян, а весел бесконечно» Н. Петрова. Всплеск интереса к родной истории запечатлен в сюжетах, где на первом плане оказывается нравственная дилемма и ценности христианства: «Бегство Григория Отрепьева из корчмы на Литовской границе» в авторском повторении Г. Мясоедова, этюд к картине С. Иванова «Стефан Пермский, преподающий азбуку зырянам», литография В.П. Верещагина «Святополк окаянный, преследуемый тенями своих братьев». Многие проявления русской народной жизни XIX столетия были бы односложны и до конца непонятны без включенности простого человека в мир природы, в ритм годового крестьянского круга. На выставке особую среду, мягкую задушевность создают полотна мастеров, где отражена скромная красота и обаяние русского пейзажа реалистической школы. Пронзительные этюды зарождающейся весны у П. Петровичева и В. Бялыницкого-Бирули соседствуют с зимней элегией мотивов Ю. Клевера, трогательным анимализмом Л. Туржанского с бесчисленными крестьянскими лошадками, со световой феерией пейзажей Р. Судковского, К. Крыжицкого, Е. Волкова и Н. Дубовского. По выражению Левитана, Н. Дубовскому в картине «Притихло» удалось выразить «самую стихию» надвигающейся грозы. Авторское повторение знаменитого пейзажа-картины Дубовского можно видеть на выставке. Художники, путешествуя по России, увлекаясь этнографией, красочностью костюмов (А. Кившенко «Киргизский всадник»), своеобразием архитектуры (В. Якоби «У входа в мечеть») и экзотикой для русского глаза горных вершин Кавказа и Крыма (В. Верещагин, Г. Мясоедов, К. Крыжицкий, Л. Лагорио), зрелищно представляют публике свои впечатления от поездок.
Старая Пироговка или Память музейных палат, 2018
Театральный коллаж, 2019
Коллеги! На сайте ведутся работы по его обновлению.